Между войной и миром
75 лет тому назад, 28 января 1943 года в Сталинграде добивали окруженную немецко-фашистскую группировку генерал-фельдмаршала Паулюса. В этот день состоялось первое награждение высшего командного состава Красной армии орденом Суворова I степени.
Два капитана
Новый в наградной системе государства орден, в котором советские символы соединили с профилем генералиссимуса царской армии Александра Суворова, получил 21 военачальник: маршал Жуков, генерал Василевский, маршал артиллерии Воронов, командующие фронтами генералы Мерецков, Ватутин, Говоров, Голиков, Eременко, Рокоссовский, Малиновский, командующие армиями генералы Батов, Кузнецов, Лелюшенко, Масленников, Москаленко, Попов, Рыбалко, Толбухин, Чистяков, Чуйков, Шумилов.
Орденом Суворова II степени награждались командиры корпусов, дивизий и бригад, их заместители и начальники штабов; III степенью ордена — командиры полков и батальонов.
Всего отчеканенным из платины орденом Суворова I степени произведено 391 награждение, II степени (из золота) — 2800 и III степени (из серебра) — 4012 награждений.
Считалось, что после окончания Великой Отечественной войны в Тюменской области проживал единственный кавалер ордена Суворова III степени. Командир стрелкового батальона 99-й стрелковой Житомирской Краснознаменной ордена Суворова II степени дивизии капитан Малков Василий Прокопьевич. Почетный гражданин города Тюмени, многолетний председатель Тюменской городской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов (ушел из жизни на 91 году жизни 20 сентября 2014 года).
Орденом Суворова III степени он был награжден в 1945 году «.за заслуги в организации и руководстве боевой операции и за достигнутые успехи в боях за Родину». В мирное время за трудовые достижения отмечен орденами Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы, «Знак Почета», медалью «За освоение целинных земель».
Не так давно ялуторовский журналист Павел Белоглазов установил имя еще одного уроженца и жителя нашего края, награжденного таким же орденом Суворова III степени. Возник вопрос: почему об этом интересном историческом факте не знали ветеранские организации? Потому что у командира стрелкового батальона 118-й стрелковой Мелитопольской Краснознаменной ордена Кутузова II степени дивизии капитана Широбокова Александра Тимофеевича послевоенная судьба оказалась менее благосклонной, чем к капитану Малкову.
Учительский призыв
Широбоков родился в августе 1919 года в деревне Земляной Голышмановского района. Отец погиб в Гражданскую войну, и мать вышла замуж за соседа, который усыновил младенца (кроме него в семье еще было четверо детей).
После школы-семилетки в селе Голышманово Александр окончил в 1936 году Ялуторовское педагогическое училище и работал учителем в Соколовской и Бушуевской школах Юргинского района.
Тогда в Красную армию призывали с 21 года и только одну треть призывного ресурса. Учителя пользовались отсрочкой. Но 1 сентября 1939 года 4-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О всеобщей воинской обязанности» и отменила воинские льготы. Призвали сразу все возрасты — от 18 до 22 лет. Страна готовилась к большой войне.
Юргинского учителя отправили в Монголию, где у реки ХалхинГол вспыхнул вооруженный конфликт с Японией. После разгрома японских милитаристов 5-ю стрелково-пулеметную бригаду, где он служил, передислоцировали в Тюмень. Здесь на ее базе по приказу наркома обороны СССР маршала Ворошилова от 14 ноября 1939 года развернули военно-пехотное училище. Красноармеец Широбоков стал курсантом.
Первый выпуск Тюменского ВПУ состоялся 15 июня 1941 года. Лейтенант Широбоков успел добраться до места своего назначения в 794-й стрелковый полк 227-й стрелковой дивизии, входившей в состав 40-й армии Юго-Западного фронта. В оборонительных боях на рубежах рек Десна и Тим в районе Конотопа Широбоков, исполнял обязанности командира стрелкового батальона. Был ранен. После госпиталя в декабре 1941 года его направили на командные курсы при академии имени Фрунзе, эвакуированной из Москвы в Ташкент. Возвратиться в родную дивизию не удалось: она погибла в Харьковском сражении 1942 года. До мая 1943 года старший лейтенант Широбоков — командир роты курсантов Ашхабадского военно-пехотного училища. Затем по рапорту возглавил стрелковый батальон 118-й стрелковой дивизии 5-й Ударной армии Южного фронта (с 20 октября 1943-го — 4-й Украинский фронт).
В архивах сохранились представления к награждениям его за героизм и мужество, проявленные в Мелитопольской наступательной операции. Предстояло прорвать штурмом прикрывавший Северную Таврию и подступы к Крыму «Восточный вал», состоящий из трех полос с развитой системой траншей, долговременных огневых сооружений, многочисленных противотанковых и противопехотных заграждений. Основным узлом вражеской обороны был Мелитополь.
Ударной армии ударный батальон
Наступление началось 26 сентября 1943 года. С первого дня бои приняли упорный и ожесточенный характер. «.Старший лейтенант Широбоков со своим батальоном стремительно бросился вперед и овладел рубежом высоты 29.0 Мелитопольского района Запорожской области. Противник предпринял три контратаки, которые были отбиты с большими для него потерями в технике и жилой силе. При этом захвачены трофеи: 50-мм пушка, 8 станковых пулеметов, 100 винтовок, 10000 патронов. Ходатайствую о награждении тов. Широбокова орденом Красного Знамени. Командир 463-го СП 118-й СД капитан Бачков. 1 октября 1943 года».
Через 28 дней командир этой дивизии полковник Добровольский направил командующему войсками 4-го Украинского фронта генералу армии Толбухину наградной лист на капитана Широбокова. «.Свое высокое мастерство, исключительную отвагу и мужество проявил в боях с 30 сентября по 17 октября 1943 года на ближних подступах к Мелитополю. Перед его батальоном стояла задача прорвать оборону противника, преодолев при этом болотистую водную преграду и противотанковый эскарт-стену в 4-5 метров высотой. Под сильным артиллерийско-минометным и пулеметным огнем, при беспрерывной бомбежке с воздуха, через болото и камыши, переправляя на руках орудия, неся на себе пулеметы и минометы, бойцы и командиры батальона форсировали реку Молочную и штурмом овладели господствующей высотой на правом берегу. Руководимый Широбоковым батальон в течение 120 часов выдержал 18 воздушных атак немецких бомбардировщиков, отбил 53 контратаки превосходящих сил противника, навязав ему три рукопашных схватки в лесу. На оставшихся в живых бойцов шло 6 немецких танков, четыре самоходных орудия, до батальона пехоты. Личным примером с криком «За мной, на врага, вперед!» комбат поднимал своих подчиненных в контратаки. Eго батальон продвинулся на 6 километров, перерезал железную дорогу Мелитополь — Джанкой, захватил 6 пулеметов, 2 миномета, пушку, 62 винтовки, истребил до 120 немцев, а 11 захватил в плен. Будучи раненым, Широбоков не вышел из боя: лично вел огонь по врагу из станкового пулемета, держа его рукоятки окровавленными руками. Ходатайствую о представлении тов. Широбокова к званию Героя Советского Союза».
Это звание было присвоено 79 участникам прорыва «Восточного вала», 18 частей и соединений, и в их числе 118-я стрелковая дивизия, получили почетные наименования «Мелитопольские».
Окончание следует.