X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Жизнь после инсульта? Жизнь

Более 600 пациентов, перенесших инсульт, прооперировали хирурги ОКБ N 2 в прошлом году.

Здорово, что наши врачи могут освободить закупорившийся сосуд и вернуть мозговое кровообращение. Но все то время, что мозг был лишен питания, его клетки гибли.

— Инсульт не оставляет человека прежним, — говорит врач медицинской реабилитации Ася Доброжанская. — Не менее 60 процентов перенесших инсульт, неважно, какой степени тяжести, вернувшись к повседневной жизни, вынуждены мириться с возникшим изъяном — физическим, двигательным или когнитивным.

Доктор Доброжанская работает в московском фонде по борьбе с инсультом «ОРБИ». Это единственный фонд в России, занимающийся проблемами больных с таким диагнозом.

— Мы — единственные и, к сожалению, такими останемся, — признает Ася Анатольевна. — Никто не любит этих больных. Многие из них пожилые и неопрятные. Даже молодые медлительны, их когнитивные функции снижены. Они медленно продвигаются по реабилитации и почти не достигают стопроцентного восстановления. К профессиональной деятельности возвращаются единицы. Куда приятней помогать симпатичным деткам с перспективой полного выздоровления. Но закрыть глаза на постинсультных больных не получится. Их много, и становится больше. Пациенты, перенесшие инсульт, все моложе, особенно это заметно по мужчинам. Мы должны построить систему постинсультной реабилитации. Или Россию захлестнет волна тяжело инвалидизированных, но живых и получающих социальные выплаты граждан.

Чистим зубы одной рукой

По словам Аси Доброжанской, практически всем людям, перенесшим инсульт, нужна комплексная реабилитация. За исключением, пожалуй, тех, чей мозг поражен так сильно, что остается оказывать только паллиативную помощь.

— Но нужно торопиться, — предупреждает доктор. — Первые три-четыре месяца являются «золотыми». Однако именно в это время пациент потерян и испуган, родственники подавлены случившимся. Эти первые месяцы многие теряют. А если обратиться за помощью через восемь-десять месяцев, многое из того, что мы могли бы вернуть, теперь вернуть не выйдет. Через год так называемое реабилитационное окно закрывается совсем.

.Как объясняет доктор Доброжанская, для постинсультной реабилитации нужна мультидисциплинарная бригада: врач-невролог, физический терапевт, психолог и эрготерапевт — это новая для России специальность. Остальные врачи стараются по возможности восстановить функции, которые пациент утратил. Эрготерапевт же должен научить человека жить с тем, чего не восстановить.

— Например, рука не гнется. Но, как и все мы, пациент встает утром и идет чистить зубы, — говорит Ася Анатольевна. — Eму надо взять щетку. Положить на край раковины (при этом она обязательно упадет на бок). Взять тюбик зубной пасты. Открутить крышку. Выдавить пасту (после этого щетка упадет второй раз — проверено). Положить пасту на место. Долгий и унизительный процесс. Тут приходит эрготерапевт и говорит: «Зубную пасту выдавливаем прямо в рот». Все.

Русский человек без родни не живет

По мнению Аси Доброжанской, паралич и прочие физические нарушения — меньшая из проблем, с которыми сталкиваются постинсультные пациенты. Мышцы можно разработать. Гораздо труднее справиться с тремя социальными факторами, мешающими реабилитации.

— Мощнейший из них — гиперопека со стороны родных, — говорит доктор. — Часто я слышу: «Не трогайте, будет хуже!» Я начинаю приводить разумные доводы, стараюсь объяснить, что реабилитация не навредит. Бесполезно. И тогда я голосом портового грузчика произношу: «Куда хуже-то!» Это, почему-то, срабатывает. От тех, кто хочет реабилитацию, тоже бывают проблемы. Наши люди не знают, как помогать. Для них или ты делаешь сам, или они делают за тебя. Eсли «сам» не выходит, больного начинают кормить с ложки, повязав салфетку до самого носа, как в советском фильме «Приключения Буратино». Конечно, этот не значит, что родственников надо отстранить от реабилитации. Надо просто менять их сознание изнутри.

.Больной и сам, зачастую, не способствует прогрессу своего состояния. Как объясняет Ася Анатольевна, людям после инсульта страшно. И стыдно, что они потеряли способность обслуживать себя.

— Отношение к инвалидам в России далеко от идеального, — говорит доктор. — Я рекомендую пациентам гулять. Хотя бы просто ставить инвалидное кресло возле подъездной скамейки и сидеть. В одних областях нашей страны это нормально. В других родные говорят: «Eсли оставить его в инвалидном кресле возле подъезда, прохожие станут снимать на телефоны, тыкать пальцами».

Звонят из деревень и сел.

Третий фактор — нехватка квалифицированных специалистов, способных провести реабилитацию. Или хотя бы дать родным практический совет: как расширить дверные проемы, зачем надо скатывать ковры и избавляться от порожков между комнатами.

— Мне иногда звонят из регионов и просят порекомендовать физического терапевта, который мог бы приходить домой к лежачему больному, — говорит Доброжанская. — Обещают, дословно, любые деньги, но мне некого посоветовать — в этой конкретной местности таких специалистов просто нет. Eсть только «горячая линия» фонда «ОРБИ». Из любого региона нам можно позвонить и бесплатно получить совет юриста, врача, эрготерапевта, психолога. Звоните: 8 (800) 707-52-29. «Горячая линия» работает без выходных и праздников с 09.00 до 21.00.

.Чтобы специалисты в регионах появились, их надо выучить. Но нейрореабилитация — направление сравнительно новое. Среди врачей фонда «ОРБИ» многие обучались за границей. И теперь ездят по России с семинарами. На прошлой неделе Ася Доброжанская была в Тюмени в ОКБ N 2. Вернется в марте — главный реабилитолог Тюменской области Людмила Барсукова попросила ее провести профориентационное занятие для студентов старших курсов института физической культуры ТюмГУ.

— Физических терапевтов готовят в том числе и спортивные вузы, — объясняет Ася Анатольевна. — Более того, для нейрореабилитации такое образование предпочтительней медицинского.

В мае в Тюмени пройдет конференция — из «ОРБИ» приедут и другие специалисты, например логопеды-афазиологи и нейроурологи — лежачие больные имеют проблемы с задержкой или, чаще, недержанием продуктов жизнедеятельности.

Хочется надеяться, что благодаря этому обучению реабилитационный центр, который планируют построить в Медицинском городе, получит отличных специалистов.

***
фото: Ася Доброжанская показывает, как выполнять упражнение для пациентов врачу ОКБ N 2 Олегу Булатасову.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта