О реалиях и чаяниях тюменского писателя
Реклама — двигатель торговли. В этом уверен детский писатель и поэт Григорий Кайгородов.
Он говорит: в книжном магазине люди могут не обратить внимания на твою книгу, стоящую на полках между сотен других. Но стоит писателю самому рассказать о своем произведении — и книга становится привлекательной, можно сказать, приобретает человеческое лицо.
— Григорий Константинович, вот уже месяц вы приходите в книжный магазин «Знание» общаться с читателями и продавать свои книги. Приходилось сталкиваться с негативной реакцией?
— Нет, но иногда сталкиваюсь с критикой. Кому-то не нравится, что в некоторых книгах вместо иллюстраций — фотографии. Кто-то, наоборот, говорит: ах, как хорошо, что вы поставили фотографии!.. Но, как бы то ни было, без рекламы сегодня никуда. Однажды меня пригласили в детскую библиотеку награждать победителей конкурса чтецов. Пришло человек сорок родителей. Я попросил: дайте мне минут десять перед началом. Разложил книги на столе. Полчаса я сидел, подошла только одна бабушка. Полистала, посмотрела, сказала: «Ой, какие хорошие книги!» — и отошла… После церемонии награждения мне дают слово, десять минут говорю, читаю несколько стихов. И эти люди, которые раньше не обращали внимания, встали в очередь и книги мои раскупили! Поэтому я уверен: рассказывать о своей работе очень важно. Иначе простому писателю сегодня не выжить.
— И как давно вы сражаетесь с реалиями книжной индустрии?
— Вот уже более десяти лет. Всю жизнь я проработал акушером-гинекологом на Севере, а выйдя на пенсию, продолжил миссию заботы о детях, начав писать для них познавательные стихотворения. Самую первую свою книгу я посвятил шахматам. С ее помощью можно научить играть даже трех-четырехлетнего ребенка! Все правила игры в ней написаны в стихах. Сам я научился шахматам в 14 лет и всю жизнь сильно жалел, что мне в руки не попала хорошая тематическая литература. Во времена моего детства ее практически не существовало, был огромный дефицит!
Перевел на поэтический язык и сказку Аксакова «Аленький цветочек». Я ее любил с детства. Она была написано давно, более 150 лет назад, и некоторые слова уже вышли из обихода. Вы знаете, что такое вуалет? А так раньше называли зеркальце. И когда мне пришлось переводить сказку на язык поэзии, я не мог написать «вуалет», хотя бы и потому, что это созвучно другому слову. Поэтому я написал «трюмо». Маленькое зеркальце у меня не зарифмовалось, а трюмо — да. Мое либретто читал известный композитор Eвгений Дога и пожелал написать на него музыку, если только какой-нибудь театр возьмется за постановку. Сейчас мы такой театр ищем.
В четырех книгах серии «Мир животных. Детская энциклопедия в стихах» я описал 150 самых интересных представителей фауны и сопроводил стихотворения информационными текстами. Красивые иллюстрации создали художники Саша Кравцов, Рудольф Сульженко и Михаил Захаров. Я также поместил симпатичный рисунок снегирей семиклассницы Арины Неподпоясовой.
— 150 животных — это не предел?
— Нет, и сейчас я раздумываю о написании новой книги. Хочу посвятить ее обитателям морей и океанов. А еще недавно я попал в англоязычную среду и ужаснулся: как же это страшно, когда все вокруг говорят на английском, и ты их не понимаешь! Ведь в школе я учил немецкий и французский. Начал заниматься — и для лучшего запоминания слов попробовал их зарифмовать. Так родилась идея составить словарь из 500 зарифмованных английских слов. Так я и сам язык выучу, и другим помогу. В этом году я его закончу, к осени, и напечатаю.
— В каком издательстве?
— Пока сложно сказать. Четыре мои книги изданы в «Тюменском издательском доме», остальные — в «Уральском рабочем» в Eкатеринбурге. Там больше автоматики и поэтому дешевле. Самые первые книги мне помогали издать мои дети. А позже, когда я вернулся с Севера, где всю жизнь проработал, продал дачу и снегоход — и продолжил выпуск книг. Я даже пишу на первой странице: «Книга издана на средства автора». Поэтому, чтобы издать новую, мне надо уже напечатанные сначала продать.
На меня часто смотрят как на чудака: все средства в книги вкладывает, а ведь это может даже не оправдаться. Книги сейчас очень трудно продаются! Я мечтаю все свои книги о животных издать одним томом, в Москве договориться с каким-то издательством. Может, смогу убедить их, если докажу, что все книги, которые я напечатал, я продал.
***
фото: Григорий Кайгородов ;Страница из книги про животных.