Объединить тех, кто хочет творить добро
Благотворительный фонд развития города Тюмени существует с 1999 года. Он выступает посредником между некоммерческими организациями и теми, кто готов тратить деньги на благотворительность, помогая им найти друг друга.
О работе фонда в 2017 году мы говорим с его исполнительным директором Верой Баровой.
— Сколько проектов получили поддержку в прошлом году?
— Всего 46 проектов из Тюменской области. 17 — в конкурсе «Активное поколение», 6 — в «Культурной мозаике малых городов и сел», 23 — в благотворительной программе «Запсибкомбанка» и 148 педагогам мы помогли получить премию им. Выготского. Совершенно удивительные проекты получили поддержку в «Активном поколении»! Настоящий курс молодого пенсионера, который посвящен не только здоровью, но и смыслу жизни! Пенсионерам помогают сохранять оптимизм, им рассказывают, где черпать силы, занимаются с ними зарядкой и скандинавской ходьбой, устраивают чаепития и даже открыли модельную школу.
Кстати, говоря о нашей работе, важно отметить, что государственное финансирование у нас появилось не так давно. Поначалу это были только средства наших партнеров-бизнесменов, которые в нас поверили, и средства, которые мы могли на конкурсной основе привлечь из разных источников.
Вообще, мы — фонд грантодающий. Мы разрабатываем конкурсные процедуры, и всякий раз они согласуются с заказчиком, у каждого из которых — свои предпочтения, свое видение того, кому они хотят помогать. Кто-то хочет поддерживать детские программы, кто-то — взаимодействие с пожилыми. Так, «Запсибкомбанк» не хочет поддерживать маргинальные группы, к примеру, хоспис для бездомных. Считают, что их имя не должно стоять рядом с такой организацией.
— Чем прошедший год отличался от всех предыдущих?
— В строй вступил фонд президентских грантов. И это получились реальные деньги, до которых надо было достучаться. Eсли в первом этапе наши тюменские организации были не столь успешны, то во втором мы продемонстрировали замечательные результаты.
Вообще, нам везло не только в прошедшем году, но и на всем протяжении нашей деятельности. Мы первые в России реализовали программу муниципальных грантов, то есть конкурсного предоставления бюджетных средств на реализацию социальных проектов НКО. Мы регулярно проводим тренинги и семинары. Мы даем консультации, помогаем обращающимся к нам людям правильно расставить акценты. Ищем им партнеров, если есть такая необходимость, знакомим их друг с другом.
— Вот уже несколько лет, как вы перестали устраивать благотворительные новогодние спектакли, в которых участвовали известные люди города. Почему?
— Упал общий тонус активности горожан. Всего мы поставили четыре спектакля. Собирать известных фигур на пятый было уже сложно, и тогда мы объявили общий кастинг. И к нам пришли люди совершенно разных профессий, например, диспетчер с хлебозавода, которая всю жизнь мечтала выйти на сцену. Спектакль получился замечательный! Но мы же его делали не просто, чтобы дать людям возможность себя творчески проявить. Мы задумывали его как финансовый инструмент: чтобы на вырученные с продажи билетов деньги можно было реализовать какой-то благотворительный проект. Eсли выступают знаковые фигуры, это сделать легко. А если на сцене талантище, но никому не известный, билеты продать сложно. И вот на последний спектакль — а он был самым лучшим — продать билеты было сложно.
— Какие еще мероприятия вы устраиваете традиционно к Новому году?
— Рождественские елки. Самую первую мы провели в 1998 году, тогда еще даже фонда не было, только ассоциация работников социальных служб. Мы тогда из теплотрасс бездомных ребятишек вытаскивали, чтобы они пришли к нам, чумазые, елку посмотрели и подарки получили.
В этот раз у нас было две елки. Первая — с «Запсибкомбанком» в театре кукол, для детей из малообеспеченных и многодетных семей.
Вторая — с организацией «Завет», они хотят создать НКО для строительства реабилитационного центра детей с ограниченными возможностями. Они попросили оказать им содействие в организации елки, и мы договорились с театром «Ангажемент». Там детям показали спектакль «Иван Царевич и Серый волк» и подарили подарки.
Также традиционная для нас — акция «Подарок Деда Мороза», мы провели ее первый раз в 2003 году. Раньше елки устанавливали в трех торговых центрах, но сейчас осталась только одна, в ЦУМе. Потому что на других площадках теперь работают другие организации. Очень радует, что их становится все больше и больше.
— С чем это связано? Зависит ли активность граждан от благосостояния страны?
— Да, и поэтому постоянно идет волнообразный процесс. Когда страна укрепляется, она дает знак всем: можете не шевелиться, вас никто ни о чем не просит, я сама со всем справлюсь. А когда конъюнктура рынка меняется, и проявляются определенные дефициты, люди опять начинают активизироваться. Этот процесс трудно создать искусственно.
Вообще, люди объединяются в двух случаях — когда они хотят побороть беду или когда хотят взрастить мечту. Поэтому все, что связано с творчеством, никогда не уходит, оно всегда актуально. Трудно живем, легко ли, а дети всегда хотят петь, танцевать, выступать, ездить не только на областные соревнования, но и дальше.
С благотворительностью вообще все непросто, ведь это взрослый подход к жизни. Когда люди осмыслили ее ценности и понимают, что все нажитое с собой не унесут, они именно такой подход и избирают. Средний возраст благотворителя в Америке — 62,5 года. У нас в стране люди созревали раньше, в 90-х годах народ быстро богател, и каждый пытался иметь свою карманную благотворительную организацию. Честно говоря, сейчас этот крен тоже намечается. Чаще всего консультироваться по созданию НКО в этом году ко мне приходили именно бизнесмены. Это связано с тем, что они — люди предприимчивые, а поскольку власть сейчас стала давать знак, что она готова в этот сектор вкладывать деньги, то бизнесмены сюда за деньгами и идут. Они не понимают, что это совсем не про то. Я им это объясняю, но они реагируют по-разному, чаще все-таки идут и регистрируют эту НКО. Но потом ее нигде не видно, не слышно.
***
фото: Вера Барова.