X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

И рабочий станет креативным

Треть нынешних профессий через 10 лет перестанет существовать. Готовы ли мы к такому повороту событий?

Современные тенденции развития экономики и рынка труда в конце прошлого года были в центре оживленных дискуссий. В них участвовали студенты, преподаватели, ученые, представители областной и городской власти, экономисты, инвесторы, предприниматели, урбанисты, архитекторы, IT-специалисты. Приезжали ведущие отечественные эксперты и гости из-за рубежа.

Например, на международной конференции по развитию креативных индустрий Calvert Forum Siberia, которая состоялась в ноябре в Тюмени, пытались разобраться — так куда же надо двигаться, если поезд уже набрал ход, а мы все еще, озираясь, стоим на перроне?

Быстро и еще быстрее

В мировом масштабе инновационный сектор экономики — один из самых быстрорастущих. Даже в годы мирового кризиса эта индустрия росла быстрее, чем другие отрасли. В среднем — на 14 процентов ежегодно.

— Сейчас весь мир проходит этап, когда качество знаний становится главным ресурсом инвестиций, — подчеркнул Алексей Кудрин, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок». — Все работает на новую, цифровую экономику. Компании применяют умные технологии, в мегаполисах строят умные города. Исследования показывают, что поток туристов в такой оцифрованный город увеличивается на 20-30 процентов.

Но насколько быстро мы станем цифровой державой? Сейчас, по словам Кудрина, в области программирования Россия ежегодно экспортирует продукции на 4 млрд долларов, но надо в два раза больше. В ближайшие годы стране перестанет хватать даже миллиона программистов для развития цифровых технологий.

Недостаточно и предпринимательской инициативы. По данным Центра стратегических разработок, только шесть процентов россиян занимаются предпринимательством, около двух процентов — хотят создать свой бизнес, но для динамичного развития экономики надо 6-8 процентов. Ведь большинство новых технологий внедряют именно предприниматели.

— Цифровая революция и революция креативных индустрий, о которой так долго говорили, уже началась, — считает Алексей Кудрин. — По прогнозам через 10 лет рутинную работу за юристов, экономистов начнут выполнять роботы. Налоговой службе достаточно будет обмена данными. Не потребуется выезжать на предприятия. А переход на дистанционный обмен данными существенно сократит потребность в чиновниках, решения будут приниматься в один клик. Eсли сейчас человек в среднем меняет рабочее место 6-8 раз в жизни, то в будущем надо быть готовым к большей мобильности и постоянному обновлению знаний.

— Сократить чиновников можно без всяких проблем, — подтвердил губернатор Тюменской области Владимир Якушев. — Мы уже сократили 30 процентов аппарата. Когда перешли на электронный документооборот (180 услуг можно получить в электронном виде), получили экономию в 800 млн рублей. Но рывок вперед надо начинать с образования и поддержки инновационных проектов. Только за последние три года из областного бюджета выделено 360 млн рублей субсидий на поддержку 120 стартапов, авторы таких проектов теперь могут получить для их реализации три миллиона рублей на три года под три процента годовых. Принята льготная ставка по аренде помещений для IT-компаний — один рубль за кв. метр. Утверждены налоговые льготы для таких предприятий, субсидии для приобретения дорогостоящего оборудования. В 2017 году в технопарке открыта бесплатная школа программирования для подготовки не менее 200 квалифицированных программистов в год. В 2018 году в ней обучат 12 групп.

— Жизнь не стоит на месте. Чем быстрее будем двигаться в этом направлении, тем быстрее будем расти, — считает Владимир Якушев. — Нельзя оставаться на обочине изменений. Мировой рейтинг нам не возглавить, но есть возможность посмотреть на чужие ошибки и сделать выводы.

ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

Сам себе провайдер

Обсуждение темы продолжилось в декабре на заседании круглого стола «Новые профессии и актуальные тренды на рынке труда Тюменской области».

— Мы живем в такое насыщенное время, что правильных ответов нет, смыслы недоформулированы, а новые вызовы происходят ежедневно, — уверен Алексей Райдер, директор областного департамента образования и науки. — Система образования в этих условиях не успевает действовать на опережение. Мы отрабатываем стандарты образования, перечни перспективных профессий, но до конца не представляем, к каким видам деятельности надо готовить молодых. Пришла пора переходить от профессий и специальностей к наборам навыков и компетенций. Но как определить — каких? Например, журнал Forbs на первое место в рейтинге профессий будущего ставит инженеров нефтяных промыслов и математиков страхования. Но в США — своя экономика. Да, надо следовать мировым тенденциям, надо бежать, чтобы не отстать, но бежать разумно. Напрямую чужой опыт применять бессмысленно.

— Спрос на рынке труда меняется, — подтвердил Олег Зыбин, представитель международного агентства по подбору персонала Kelly Services. — Работодатель теперь ищет профессионалов со сквозными навыками. И пакет навыков выходит далеко за рамки профессии: один человек — множество задач. Раньше таких называли «многостаночниками».

Но, по мнению Вадима Самсонова, начальника управления занятости областного департамента труда и занятости населения, работодатель пока не готов заменить классификатор должностей на что-то новое. Рынок труда остается стабильным. Даже если название профессии — прежнее, ее характеристики меняются, одна компетенция может включать несколько противоположных профессий. Индикатор таких изменений — WorldSkills, с каждым годом набор компетенций там все больше.

— Мы живем во время, которое мало понимаем, — утверждает Андрей Латышев, проректор ТюмГУ. — Цикл смены технологий ускорился настолько, что очередная технологическая революция произошла, а мы этого не заметили. Чем сейчас должны заниматься вузы — профессиональной подготовкой или образованием? Каким должен стать преподаватель? Ведь все то, что есть в Google — студенту уже не интересно. И работодателю нужен выпускник не как набор знаний, а как специалист, умеющий решать проблемы.

У современного работодателя нет времени доучивать молодых специалистов, подчеркнула Вероника Eфремова, исполняющая обязанности ректора ТИУ. Современная система высшего образования должна быть максимально подвижна. И преподавателям тоже надо учиться быть мобильными, настроенными на выполнение конкретных производственных задач.

Одной из наиболее перспективных отраслей экономики может стать нейротехнология. По словам Вадима Филиппова, директора центра «Когнитивные технологии», в области искусственного интеллекта в 2017 году произошли существенные изменения. Eще в начале года нейронные системы могли самостоятельно отвечать на вопросы с точностью 20-25 процентов, то сейчас точность — 87 процентов, что даже выше, чем у человека, который способен безошибочно отвечать на вопросы общего характера с точностью до 86 процентов. Растет и точность распознавания образов. В декабре подобная система протестирована на тюменских камерах видеонаблюдения.

— Нейротехнологии — это уже настоящее, — согласился Алексей Райдер. — Но и сегодня, и потом это будут штучные специалисты. Это Грааль следующего поколения. Но экономика все-таки будет складываться из опорных массовых профессий. Молодой специалист должен самостоятельно профориентироваться на рынке труда. Должен научиться осознавать проблему и достраивать себя до нужного уровня. Миссия каждого — быть провайдером изменений. И в 20, и в 50 лет.

ФОТО ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

***
фото: IT-специальности — профессии будущего ;Алексей Кудрин ;Соревнования молодых специалистов на WorldSkills.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта