Эхо Мясного бора
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/3248494.jpg)
В Мясном бору, небольшой деревушке на самом краешке новгородской Долины смерти, я познакомился с Артуром Ольховским. По правде говоря, мы и в Тюмени были знакомы. Но только там, за рекой Волхов, среди лесов и болот, я понял Артура.
Под Мясным бором в начале лета 1942 года, пытаясь выйти из окружения, погибла 2-я ударная армия. С тех пор эту местность и прозвали Долиной смерти. Поисковый отряд «Савояр», подготовленный и возглавленный Ольховским, искал останки бойцов этой армии. Это называлось «поднять». Очень точно в прямом и переносном смысле. Поднять давным-давно убитого бойца из болота к свету. Поднять из забвения, из прошлого и возвратить родным его имя.
…Мы шли по топкой земле, и наши следы медленно затекали водой. Артур водил перед собой раствором миноискателя. Он вслушивался, потом протянул наушники мне. Я щелкнул включателем, и в мои уши ворвался пронзительный свист, почти вой.
— Это железо, которого здесь полно в земле, — сказал Ольховский. — Так и лежит с тех пор. Земля не может его переварить. А может, не хочет…
Я вернул Артуру шлемофон, и мы пошли дальше. Потом он остановился, стал широко водить миноискателем, круги делались все уже и уже, и наконец аппарат остановился. Артур подозвал кого-то из младших и показал вниз.
Через несколько часов тяжелой и грязной работы из мокрой ямы подняли несколько костей, обрывки одежды, ржавую обойму («От маузера», — сказал Ольховский). Потом лейтенантские петлицы — по два «кубаря» на каждой, и когда-то белая, а сейчас почти желтая полоска непонятного материала и назначения. Поисковики вертели ее в руках, а я узнал: это пожелтевшая полоска целлулоида, какую военные когда-то пришивали вместо матерчатого подворотничка.
Вечером мы долго сидели у костра. Ольховский рассказывал о своих маршрутах в прошлое, которые начались давно и все не кончаются. Он как рефрен то и дело повторял: «…Пока не похоронен последний солдат…» А наутро на окраине Мясного бора командир показывал кладбище с красными звездами над холмиками. И говорил:
— Этого нашли мы. И этого. И вон тех. И тех, дальних, тоже.
В последнее время Артур хлопотал о том, чтобы архивы местных, уже тюменских военкоматов были переданы в гражданские архивы, чтобы они стали оцифрованы и доступны не только поисковикам, но и родственникам тех, кто уже не придет никогда… А еще он предлагал переиздать областную книгу «Память», записав в нее тех, кто найден в последние годы.
А теперь Артур ушел от нас. Может быть, присоединился к тем, кого разыскивал.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: