Путь из обывателей в граждане
Новый термин «инициативное бюджетирование» пока сложно произносится, но скоро станет таким же привычным, как слово «грант».
Рассказать о том, что это за зверь такой — партисипаторное или инициативное бюджетирование, в Тюмень приехали представители Всемирного банка и одновременно всероссийского проекта по развитию этого направления в нашей стране. Сложное словосочетание первоначально симпатии не вызывает. Хочется сразу же спросить: а как все это можно назвать по-русски? Eсли в пересказе, то партисипаторное (от англ. participative — широкое участие) бюджетирование — это возможность выдвигать свои инициативы и проекты, получать финансирование из бюджета. Нам такая форма участия в местном самоуправлении кажется чудной и нереальной. Ну кто же даст казенных денег на осуществление чьих-то мечтаний? Тут же найдется тот, кто скажет: на строительство и ремонт школ, детских садиков, поликлиник средств в бюджете не хватает, неужели на продвижение народных проектов найдется?
Для европейских стран такая форма участия граждан в принятии местных решений — дело привычное. Но и в нашей стране подобный опыт есть. В 2007 году в Ставропольском крае при участии Всемирного банка была запущена программа поддержки местных инициатив. А в 2011 году в Тульской области началась реализация проекта «Народный бюджет». За несколько лет там на эти цели потратили около двух миллиардов рублей. Через четыре года в программе участвовало уже восемь субъектов федерации. Eще через год подключился Минфин. Их число увеличилось до трех десятков, а в этом году перевалило за 60. Почти в геометрической прогрессии растет и количество проектов, которые реализованы по системе инициативного бюджетирования. Так, в 2015 году их было около 2,5 тысячи, сейчас реализуются более 15 тысяч проектов. Тематика разнообразная. Больше всего предложений в коммунальной и дорожной сфере, далее — сферы культуры, детского отдыха, благоустройства, пожарной безопасности.
Постепенно менялись источники и объемы финансирования программ. Три-четыре года назад в партисипаторное бюджетирование впрягались в основном региональные бюджеты. Но если в 2015 году они выделили на эти цели менее полутора миллиардов рублей, то на следующий год — уже более пяти миллиардов. Свою лепту начали вносить и муниципальные бюджеты, пошло и софинансирование со стороны бизнеса. Да и сами граждане включались, добавляли средств в копилку для реализации проектов — для себя же старались. В этом году региональные бюджеты вкладывали уже около 60 процентов средств, муниципальные — пятую часть, население добавляло 12 процентов, бизнес — восемь процентов.
В 2020 году в бюджете Тюмени впервые предусмотрены средства — 10 миллионов рублей — на инициативное бюджетирование. Для начала предполагается, что реализуют пять проектов по два миллиона рублей каждый.
— Eсли бюджетных денег будет недостаточно, то могут быть использованы частные инвестиции, — говорит Руслан Кухарук, глава города. — У нас уже есть опыт совместного обсуждения проектов. У тюменцев высок интерес к созиданию. Такие проекты не регламентируются по масштабу. Они могут затрагивать небольшие территории или быть общегородскими, глобальными. Главное, чтобы инициатива исходила не от власти, а от жителей.
Примеры проектов, которые в Тюмени предшествовали инициативному бюджетированию, привел Андрей Пилипчук, директор городского департамента финансов и на логовой политики. Он считает, что таковыми вполне можно назвать, например, обсуждение благоустройства сквера Энергетиков, разработку бренд-лука экопарка «Затюменский». Вариантов креативных идей и проектов инициативного бюджетирования может быть много.
Об этапах отбора проектов рассказал Иван Шульга, руководитель проекта по развитию бюджетирования в России на семинаре в мультицентре «Контора пароходства». Такой отбор должен быть двухэтапным. Вначале предложение рассматривает общее собрание (жителей микрорайона, дома, ТОСа или даже учащихся школы). За рубежом в таких случаях часто применяют соцсети и электронные схемы голосования. Но у нас, уверен руководитель проекта, ничего нет лучше живого общения. Только так можно выяснить все недоработки. Затем к оценке подключаются эксперты. Чтобы проект прошел, необходимо, чтобы в его реализации принимало участие не менее 40 процентов населения, чтобы была высокой доля получателей обсуждаемых услуг. И чтобы, кроме бюджетного, было финансирование из других источников.
Колоссальным ресурсом, по словам Сергея Гридина, эксперта Всемирного банка, является школьное и университетское инициативное бюджетирование. Такая форма в России начала развиваться с 2017 года. Пример подали Сахалин и ЯНАО. Как отметила Анна Сухова, координатор проекта, такая форма вовлечения помогает выявить свежие идеи, развить у школьников и молодежи коммуникативные и лидерские навыки, научить работать в команде. Кроме того, участвуя в этом процессе с юных лет, они станут активными и во взрослой жизни.
— Послушав доклады, я изменил свое мнение о том, что такое инициативное бюджетирование, — сказал в заключение Руслан Кухарук. — Оно — не про бюджет и не про деньги. Это инструмент общения с населением. Способ взрастить новое поколение, которое станет не просто обывателями, а активными гражданами своего города, будет обладать навыками общественной работы. Будет уметь правильно расставлять приоритеты. И понимать, что все, что мы делаем, делаем не для кого-то, а вместе.
***
фото: Иван Шульга и Руслан Кухарук ;Сергей Гридин.