X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

У национального оркестра есть миссия

По аудитории ДК «Торфяник» разносится чистый громкий звон. Это Владимир Лавришин, главный дирижер Тюменского оркестра русских народных инструментов, заслуженный деятель искусств России, увлеченно демонстрирует игру на валдайских колокольчиках.

Сам выбирал, — не без гордости говорит Владимир Иванович. — Слышите, какой кристальный звук?

Наша с ним беседа постепенно перетекает в музыку. И это не удивляет, если знать, что Владимир Лавришин ею живет. За время интервью, посвященного юбилею оркестра, он рассказал о роли национальной музыки в мировой культуре, объяснил особенности звучания народных инструментов. И признался — несмотря на то, что Тюменский оркестр русских народных инструментов не единственный, что работает под его руководством, он занимает особое место — и в истории зауральской музыки, и в сердце дирижера.

— Дело в том, что у оркестра шлейф преемственности. Леонид Беззубов, его основатель, был учеником Владимира Знаменского. Этот гениальный музыкант в свою очередь начинал работу именно в Тюмени, — рассказывает Владимир Иванович. — Важно, что Владимир Знаменский неоднократно работал под руководством Василия Андреева — основателя первого в России оркестра народных инструментов.

— Однако наш оркестр долгое время не был профессиональным?

— В формировании коллектива есть два пути — это основание государственного оркестра, который сразу начинают финансировать, приглашать в него профессиональных музыкантов и так далее. Второй путь — снизу, из любительской среды. И этот путь подарил нам немало великих музыкантов и знаменитых коллективов. Тюменский оркестр был создан в 1959 году. Да, он не носил статуса профессионального, но из него вышло немало известных и признанных исполнителей. Он был одним из первых творческих коллективов области, что выехал на гастроли за границу — в Польшу. Он выступал на сцене с народными артистами и иностранными исполнителями. А в 1994 году (до этого года в России было только четыре профессиональных оркестра) ему присвоили статус муниципального. Так что в этом году оркестр отметил сразу два праздника — 60 лет со дня основания и 25 лет с присвоения статуса профессионального.

— Как справляетесь с вызовами времени: глобализацией, массовой культурой?

— В том числе прибегаем и к новым форматам взаимодействия с публикой. Например, была придумана «Битва оркестров», где на сцене соревнуемся мы и оркестр духовых инструментов. Людей этот соревновательный дух привлекает, почти каждый концерт собирает аншлаги. Мы играем современную музыку, хиты — тем самым раскрывая почти безграничные возможности народного оркестра. К нам потом подходят, хвалят: как хорошо звучат «Пираты Карибского моря» на народных инструментах! Я сам немного свысока относился к популярной музыке. Но заманить людей в залы послушать классику бывает непросто. А здесь попутно с песнями «Любэ», саундтерками к фильмам мы играем и редкую классику. И люди для себя открывают — а ведь это тоже замечательная музыка!

— А что насчет глобализации? Не умирает интерес к народному инструменту?

— Это сложный вопрос. Спроси сегодня у ребенка — какие народные песни он знает? Хорошо, если знает: «Ой, мороз-мороз». А может, и этого не слышал. Зато западную музыку, что звучит по телевизору, дети знают хорошо. Я вижу в этом целенаправленные действия. Желание отслоить народ от своего истинного искусства. Ведь как говорят великие? Кто владеет прошлым — владеет и будущим. А кто владеет настоящим — владеет прошлым. Задача оркестра, в том числе, вернуть наше подрастающее поколение к культурным истокам. Чтобы люди не забывали своих корней. Ведь наши инструменты по творческим возможностям нисколько не уступают симфоническому оркестру. Более того, ни один оркестр не сыграет пиано так, как русский народный. Да и послушайте, как «Очи черные» звучат в исполнении симфонического оркестра, а как народного. Небо и земля!

— Чем можно заинтересовать детей?

— Чем народные инструменты хороши? Они доступны. И быстро заметен прогресс. Хотя развивать мастерство придется всю жизнь — первые результаты будут заметны довольно быстро. И ребят талантливых у нас много. Но, скажу честно, если один из десяти этих талантов остается в профессии — это уже хорошо. А так, мне доводилось разговаривать с талантливыми юными музыкантами. Спрашиваю: «А работать где собираетесь?» Отвечают, что хотят быть программистами. Это неудивительно, зарплата у музыкантов небольшая. А у народников, например, всегда меньше, чем у музыкантов симфонического оркестра. Потому непросто привлекать молодежь. Здесь нужна поддержка.

— Eсть ли какие-то интересные проекты в планах?

— Будучи на большом форуме дирижеров, в котором принимают участие и страны СНГ, мы придумали очень амбициозный проект. Вообще — какая у нас национальная идея? Я считаю — это единение народов. А нации — как цветы в букете. Каждый бутон дает свой особый аромат. Чтобы все смогли оценить этот шикарный букет, мы хотим провести международный конкурс национальных оркестров. А их в нашей стране много, и все очень колоритные. Только на севере Тюменской области — якутские, бурятские оркестры. Я очень хочу и добиваюсь того, чтобы этот конкурс состоялся именно в Тюмени.

***
фото: Владимир Лавришин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта