Ветхое жилье: от прошлой истории к нынешней
До 2022 года по программам переселения из ветхого и аварийного жилья в городе снесут 37 домов и расселят 366 жилых помещений.
Федеральный закон о переселении из ветхого и аварийного жилья был принят почти десять лет назад. Планировалось, что к 2017 году все обитатели этих домов переедут в новые квартиры. Но за семь лет достичь цели не удалось. Масштабы проблемы оказались намного больше. К тому же список домов, признанных ветхими и аварийными, постоянно пополнялся за счет зданий, которые в 2010 году еще в расчет не брались. Те помещения, которые люди в первой половине прошлого века с гордостью называли квартирами, стремительно теряли не только свою привлекательность, но и, что самое главное, безопасность.
Конечно, по сравнению с балком или землянкой, деревянный или кирпичный с деревянными перекрытиями двухэтажный дом раньше казался просто сказкой. Даже учитывая, что удобства — во дворе. Но сказка устарела и обветшала. Рядом с покосившимися, облупившимися двухэтажками вырастали кварталы новостроек с просторными квартирами и благоустроенными дворами. Вот он комфорт проживания.
В результате федеральную программу расселения ветхого и аварийного жилья, как и региональную, которую в Тюменской области приняли в 2013 году, продлили. Первую часть программы, что должна была завершиться до 1 сентября 2017 года, Тюмень выполнила досрочно. Но если в начале реализации региональной программы в списках на переселение было всего полторы сотни домов, то к 2019 году их стало почти 600.
Планы у Тюмени амбициозные. По словам Eлены Уляшевой, директора департамента имущественных отношений, все дома, до 2012 года признанные аварийными, планируется расселить до 2023 года. Пока удается не только укладываться в эти рамки, но идти с опережением.
Работа движется не только по муниципальной программе «Реализация жилищной политики в городе Тюмени на 2015-2022 годы», но и по программе развития застроенных территорий. Так, 512 домов из нынешнего списка ветхих и аварийных подлежат отселению и сносу за счет бюджетных средств и за счет свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования. Eще 87 домов инвесторы-застройщики планируют снести с привлечением финансирования внебюджетных источников.
За цифрами статистики всегда стоят человеческие судьбы. За каждой единичкой — чья-то жизнь и многолетняя надежда на то, что пройдет еще годик-другой и удастся все-таки пожить в новой квартире. Со всеми удобствами и не во дворе. Со стенами, которые не осыпаются. С полом, который не проваливается и не скрипит. С пластиковыми окнами, а не с деревянными рамами, которые каждую осень надо прокладывать ватой и заклеивать полосками бумаги, чтобы тепло зимой не выдувало.
Таких домов, которые уже признаны ветхими и непригодными для проживания или скоро пополнят эти списки, очень много в старых районах Антипино. Здесь Тюмень совсем другая — ее не назовешь лучшим городом Земли. Но для людей, которые прожили тут не одно десятилетие, она все равно родная. Возле дома N 13 по улице Изумрудной (этот дом планируется под снос в 2023 году) мы встретили бабушку, которая кормила голубей у подъезда.
— Мне 82 года, — рассказывает Эрна Николаевна. — В начале 60-х годов мы переехали сюда из Казахстана. Там совсем голодно стало, да и работы не было, а сюда муж завербовался на ремонтный завод. Первые дни, пока нам жилье подыскивали, пришлось ночевать на вокзале. Я еще беременная была на девятом месяце. И когда мы въехали в этот дом, зашли в свою двухкомнатную квартиру, счастливей нас людей, наверно, не было. Так нам было хорошо! Тут у нас трое детей родилось. Потом они выросли, родились внуки… Одно время мы даже вдевятером жили. Тесновато, ну и что? Все же свои, родные. А потом муж умер, дочери разъехались. Одна я осталась. Пол вот на кухне проваливается, «щекатурка» со стен сыпется. Хотела потолок подбелить, да сил не хватило. Пусть уж все так и будет. Люди-то поди еще и хуже живут. Мне грех жаловаться. И уезжать отсюда никуда не хочу. Не девчонка бегать туда-сюда. Лучше в своем доме буду умирать. Здесь у меня полжизни прошло.
На другой стороне этой же улицы на одном из зданий мы увидели прикрепленную к стене табличку: жителей информируют, что по плану дом будет снесен в 2022 году. У подъезда мы встретили 29-летнего Антона, который согласился показать свою квартиру.
— Я тут родился, вырос, но с удовольствием убежал бы отсюда куда глаза глядят. Да не могу бросить дом без присмотра, — рассказывал он. — Из окон свистит, потолок облупился, полы качаются… Ремонт бы сделать. Но если бы знать, что проживешь тут еще лет десять. А так зачем? Только денег потратишь уйму. Дом через три года все равно пойдет под снос. Eсли раньше не развалится.
.Всего из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда города отселено 835 человек из 386 жилых помещений. В том числе 444 человека из 135 муниципальных жилых помещений и 391 человек из 251 частного жилого помещения. В целом на переселение граждан в 2018 году было предусмотрено 735 миллионов рублей, из них 534 миллиона рублей — средства областного бюджета и чуть более 200 миллионов рублей — из городской казны.
В городском бюджете на 2020 год и перспективный период до 2022 года в рамках муниципальной программы по реализации жилищной политики на переселение из непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрены еще более значительные средства.
Так, в следующем году на эти цели направят 1,1 миллиарда рублей, в 2012 году — 1,8 миллиарда рублей. А в 2022 году финансирование программ по переселению вплотную приблизится к отметке три миллиарда рублей.
Антон с улицы Изумрудной об этих планах и суммах наверняка ничего не знает. Он лишь надеется, что объявление о том, что его дом снесут в 2022 году, окажется правдой. И он, когда ему исполнится чуть за тридцать, все-таки переедет в большую, чистую, светлую и теплую квартиру. Ведь муниципальные программы и должны создаваться ради того, чтобы мечты людей осуществлялись.
***
В следующем году на переселение из ветхого и аварийного жилья направят 1,1 миллиарда рублей, в 2012 году -1,8 миллиарда рублей. А в 2022 году финансирование программ по переселению вплотную приблизится к отметке три миллиарда рублей.
***
фото: Двухэтажка ждет своего часа ;Жители ветхих домов все еще мечтают о пластиковых окнах, которые не надо утеплять на зиму ;Эрна Николаевна живет в доме N 13 по улице Изумрудной с 60-х годов.