X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Быть эльфом в мире цифровой экономики

— Мир цифровой экономики это как… Средиземье Джона Толкина, — уверяет IT-специалист Ольга Чуенко. — В нем очень много ролей: эльфы, люди, драконы. И каждый может найти что-то для себя. Вы можете не быть программистом, но взять на себя роль постановщика задач, лидера команды…

С Ольгой Чуенко и доктором технических наук, профессором ТИУ Олегом Даниловым я встретилась в технопарке во время единого урока цифровой экономики. Digital-smart-цифровизация надвигается на нас как лавина. Сегодня экономике требуется новый человек — рожденный после тотальной цифровизации, выросший со смартфоном в руках. По мнению экспертов, такие ребята смелее и креативнее ищут способы внедрения технологий — ведь без них они и не жили.

Я же, подтверждая свое digital- несовершенство, задаю вопрос: «А можно ли укрыться от цифровой слежки»?

— Eсли вы хотите, чтобы машины не собирали о вас данные, вам придется уйти в лес без средств связи, разбить там палатку и там же добывать себе пищу. Ведь ваши покупки фиксируются электронной кассой, да и камеры есть в каждом магазине, — говорит Ольга Чуенко. — И болеть вам нельзя. Вся медицина — цифровая, придете к врачу, и вас занесут в электронную базу данных. Но не переживайте, все личные данные охраняются государством. А данные, которые собираются автоматически, — обезличены. Да и собирают их, чтобы принести вам пользу.

В доказательство мне приводят примеры: Как данные о местоположении человека могут сообщить, в какие районы люди чаще ездят, чтобы проложить удобные для всех маршруты. Или умные светофоры, которые чаще включают зеленый свет в час-пик. Профессор Олег Данилов руководит проектами smart-city. Один из низ — цифровое ЖКХ. Этот проект подразумевает сбор данных в этой сфере с помощью электронных счетчиков. Так ИИ может ответить на вечные вопросы: за что платим? сколько тратим? во что обошлись порывы теплосетей? И даже предсказывать эти порывы до того, как они случатся, методом анализа износа труб.

— А что если я захочу принести миру пользу и провести научные исследования? Где мне брать эти данные? — спрашиваю я у специалистов.

— Большие данные — это коммерческий продукт. Пока вы их еще можете купить, — говорит Олег Данилов. — Но никаких общедоступных баз данных для исследований не существует. И остается вопрос: Кто должен их собирать, хранить и координировать? Государство борется за монополию. Это, возможно, хорошо с точки зрения безопасности, но плохо для демократии.

Вопрос глобальной цифровизации волнует политиков. Китай — своего рода экспериментальная площадка, где цифровые технологии открыто и напрямую задействованы в управлении государством и наблюдении за людьми.

Китай, как Россия, Eвропа и США, подписал соглашение об обмене опытом цифровизации и выработке международных норм. Считается, что законы не успевают за технологиями. Впрочем, несмотря на это, Джулиан Ассанж, известный журналист, который взломал базы данных, а после опубликовал материалы о шпионских скандалах, коррупции в высших эшелонах власти и военных преступлениях некоторых государств, после многолетнего преследования все- таки оказался в английской тюрьме. Законы на хакера нашлись.

Но поговорим о новом digital- человеке, которого еще необходимо воспитать. Российский национальный проект «Цифровая экономика» напрямую касается образования. Правда, по словам Ольги Чуенко, один из самых высокооплачиваемых ?Т-специалистов в мире Денис Зуев так и не закончил институт. Обучался самостоятельно и на практике.

— Раньше в образовании стояла задача подготовить одинаково компетентных специалистов. Сегодня они никому не нужны, — говорит Чуенко. — Нужными на рынке вас делает индивидуальная парадигма образования. Только когда вы занимаетесь тем, к чему лежит душа и есть способности, вы уникальный специалист. К сожалению, высшее образование в России не успевает за этой тенденцией. Поэтому появляются, например, корпоративные школы Сбербанка, которые переобучают студентов.

По мнению Ольги Чуенко, в ближайшее время нас ждет уход от академического обучения. Студентам будут давать необходимую базу знаний и отправлять в свободное плавание, где им придется добывать информацию самостоятельно и на практике. Появятся смешанные специальности: социолог-программист, который сможет создать алгоритм цифрового анализа социальных явлений, или биолог-историк, который сможет рассказать, как исторические события повлияли на количество рыбы в водоемах, и наоборот, как рыба влияла на историю.

А анализ и передача данных в чудесном, новом цифровом мире займет не больше миллисекунды.

— В России мы стремимся запустить 5G — это настолько быстрый интернет, что видео в 60 минут теперь будут скачиваться за доли секунды. Интернет станет доступен везде, не будет перебоя со связью или стен, сквозь которые связь не проходит — это бесперебойная надежность и широкий диапазон. В Англии уже подсчитали, что, даже установив 300 станций в одном Лондоне с 5G, экономика страны выиграет 6 миллиардов фунтов стерлингов, — рассказывает Ольга Чуенко.

…Выходит, и в лесу, и даже в бункере спрятаться от цифровизации не получится. А может быть, и не нужно? Возможно, надо успеть выбрать наиболее выгодную роль в новом мире цифровой экономики? Только вот как определить, кто в нем эльф, кто Саурон и где спрятано кольцо всевластия…

ФОТО АНАСТАСИИ БОГДАНОВОЙ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта