Фейк не уполномочен сообщить
Фальшивые, или, как их еще называют, фейковые, новости стали неотъемлемой частью ежедневного информационного потока. Нам постоянно пытаются сообщать о чем-нибудь душераздирающем, возмутительном, из ряда вон выходящем.
И даже если вы каким-то чудом избежали членства в вайберовской группе типа «Жители третьего подъезда», то будьте уверены, что соседи, состоящие в этом сообществе, при личной встрече обязательно посвятят вас в местные новости. И не об отключениях горячей воды или перебоях в электроснабжении, что неприятно, но не холодит кровь. А о том, что кто- то кого-то когда-то в этом подъезде ограбил или, пуще того, избил.
Eще и обидятся, если станете уточнять: кто, кого, когда? Ведь это же написала тетя Зина из 105-й квартиры, которой рассказала Алевтина Петровна из 127-й, услышавшая новость от деда Валеры из того же дома. Как им можно не доверять?!
— Фейковые новости, которые тиражируются в социальных сетях и мессенджерах, всегда имеют ссылку на личный якобы достоверный источник — на родственников, приятелей, знакомых сотрудников каких-нибудь госорганов или авторитетных организаций. Конечно же, у получателя новости нет никакой возможности проверить первоисточник.
Но ссылка на этот первоисточник создает доверительный тон, что в большинстве случаев подкупает, — рассказывает Михаил Карпов, магистрант второго курса кафедры информационной безопасности института математики и компьютерных наук ТюмГУ.
Этим летом он с большим интересом прослушал курс под названием «Fake news», который читали педагоги столичных вузов в рамках международной дискуссионной школы «GAIDPARK». По мнению Михаила, эта тема весьма перспективна с точки зрения научного исследования. Несмотря на актуальность в последние годы, она еще мало изучена. Ученые разных специализаций все еще бьются над вопросом, кто и с какой целью распространяет фейковую информацию?
— Универсального ответа, вероятнее всего, и не будет. Необходимо тщательно анализировать содержание каждой отдельно взятой фейковой новости. Даже за той, которая на первый взгляд не несет никому выгоды, нередко всего скрываются люди, преследующие определенные цели, — считает магистрант.
Скажем, опорочить конкурентов. Помните, как три года назад на нас обрушилась лавина сообщений об отравленных мандаринах с веточками? Областной департамент здравоохранения тогда опроверг эту информацию — в инфекционную больницу не попадали пациенты, отравившиеся мандаринами. Но знаю людей, которые на ближайшие месяцы, поддавшись панике, исключили из своего меню все цитрусовые с веточками. Периодически вбрасывают в интернет также всякие ужастики о стекле, найденном в томатной пасте, в детском питании или кабачковой икре определенной марки. Специалисты по информационной безопасности предполагают, что это конкурентные войны.
Но кому интересно запугивать народ криминальными историями вроде недавней — о мальчике, которого какие-то дядьки пытались затащить в машину? Здесь могут иметь место разные мотивы. Например, дестабилизация настроения общества, отвлечение внимания от чего-то, происходящего на самом деле, создание почвы для лоббирования каких-либо законопроектов… Да, хулиганские мотивы тоже не исключены. Психологи считают, что автор сообщения, которое будоражит сознание масс, получает такое же удовольствие, как подросток, сообщивший о бомбе и наблюдающий из- за угла, как к школе по мановению его волшебной палочки стягиваются спецслужбы.
Примечательно, что фейковые новости распространяются гораздо быстрее, чем настоящие. К такому выводу пришли ученые лаборатории социальных машин MIT. Согласно их статье, опубликованной в прошлом году в журнале «Science», у фейкового сообщения на 70 процентов больше шансов быть перепощенным, чем у подлинного. Связано это с гиперболизированной эмоциональностью, давлением на самые распространенные страхи людей, претензией на оригинальность. Мол, такого вам официальные органы никогда не сообщат.
— По моим наблюдениям, чаще всего фейковые новости появляются зимой, — говорит Михаил Карпов. — Пока еще не могу объяснить, почему.
Может быть, оттого что авторам таких сообщений просто надо чем- то себя занять длинными морозными вечерами. Это самое безобидное объяснение мотивации тех, кто скрывается за личиной всеведущего «авторитетного источника».