Трудный победный путь
Ранним утром вторника скалолазку Юлию Каплину с цветами и транспарантами встречали поклонники, коллеги-спортсмены и журналисты. Она стала первой скалолазкой, добившейся права представлять нашу страну на Олимпиаде.
После успешного для Юлии отбора на игры, который завершился в минувшие выходные в Тулузе, Каплина рассказала нашей газете о своих переживаниях во время турнира.
— После второй попытки в скорости на меня нахлынули непередаваемые эмоции. Испытала нечто похожее на истерику: какую-то смесь радости и плача, не смогла сдержаться. Именно в тот момент спало нервное напряжение. Я очень сильно переживала, волновалась, думала о том, какое время покажут конкурентки, смогу ли я их опередить.
— Вы с тренером сборной России и Тюменской области Сергеем Сергеевым разрабатывали тактику на этот турнир? Был хитрый план?
— Определенной тактики у нас не было. В последний месяц целенаправленно готовились только к скорости (на Олимпиаде скалолазы будут выступать в многоборье в трех дисциплинах: скорости, трудности и боулдеринге — К.Л.). Понимала, что кроме меня в Тулузе выступят еще четыре классных скоростницы, поэтому, чтобы попасть на Олимпиаду, мне необходимо было победить в своей дисциплине. Сделала все возможное. И все получилось!
— Настраивалась на скорость по-особенному? Все-таки особенный турнир.
— Было очень сложно. Тяжелый месяц, конец года, сил почти не осталось, травма — все это навалилось разом… Плюс почти у всех тюменских ребят закончился сезон, они уже отдыхали, а мы вдвоем с Сашей Шиловым тренировались. Да и он покинул меня за неделю до окончания сборов, уехал в Москву на всероссийские старты. Знаешь, как тяжело тренироваться одной, совсем одной? Но у меня была мотивация: хорошо завершить этот год. Тем более не получилось это сделать на последнем этапе Кубка мира в Китае, где я даже не попала в топ-16, что бывает крайне редко. Спасибо Сергею Сергеевичу, что он был со мной на одной волне, что с его стороны не было никакой накачки: мол, надо обязательно выиграть. Мы поставили следующие задачи: выложиться на все сто, показать максимум и получить удовольствие от соревнований. К тому же на квалификационный турнир я попала самой последней. Наверное, в такой ситуации опрометчиво на что-то рассчитывать, да еще если в соперницах лидер сезона китаянка Ю-Линг Сонг и новоиспеченная рекордсменка мира Ариес Сусанти Рахаю из Индонезии. Плюс скалодром в Тулузе родной для француженки Анук Жубер, где она много тренировалась.
— Это плюс для тебя, что первым на олимпийской квалификации стал турнир в скорости?
— Даже не знаю. На опробовании трассы было очень непросто эмоционально, меня трясло от напряжения. Я единственная, кто выбежала из восьми секунд. Та же Сонг показала лишь одну хорошую попытку из четырех. Вот такая нервная обстановка… Выходишь в зону разминки, а там Сонг тихо плачет в сторонке, Ариес нервно бегает из угла в угол, у меня трясутся руки, да и Анук, хотя и выступает у себя дома, тоже сильно волнуется. Когда я это все увидела, то поняла, что, оказывается, тяжело было всем. Поэтому мне стало немного легче, я поняла, что шансы есть.
— Насколько было сложно в боулдеринге и трудности, непрофильных для тебя дисциплинах?
— Очень сложно, потому что я выступала с травмой локтя. Не готовилась ни к боулдерингу, ни к трудности в течение последнего месяца. Но у меня бы и не вышло это сделать, не позволила бы травма.
— В продолжение темы: когда не получилось в боулдеринге и трудности, что было на душе?
— Стало грустно и обидно, но не из-за того, что я плохо выступила. На трудности не доработала, во время соревнований в боулдеринге могла взять еще несколько высот. К сожалению, не получилось выложиться по максимуму, в том числе, из-за травмы. Но я рада, что не осталась последней. Ставила цель оказаться впереди других скоростниц, получилось опередить только Рахаю.
— Какие ожидания от будущей Олимпиады?
— Я вообще могла не попасть не то что на Олимпиаду, даже на квалификационный турнир. Столько раз могла упустить этот шанс, но какие-то случайности мне этого не позволяли. На втором этапе Кубка мира в боулдеринге я участвовала с травмой. Пыталась от него отказаться, но заранее купили билеты — пришлось ехать. Eсли бы отказалась, не видать мне ни Тулузы, ни тем более Токио. Затем организаторы соревнований во Франции заморозили мое приглашение, начались какие-то разбирательства по поводу недопуска, но все обошлось. В процессе подготовки буду работать и над скоростью, и над боулдерингом, и над трудностью. Моя цель — завоевать медаль. Мне неинтересно просто почувствовать атмосферу Олимпийских игр, посмотреть на Токио. Я была в столице Японии уже раз пять. Так что в ближайшие девять месяцев предстоит тяжелая и непрерывная работа.
***
фото: Юлия Каплина ;На пресс-конференции, посвященной будущему выступлению спортсменки на Олимпиаде в Токио.