X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Муза XIX века

Eсть картины, которые не спешат перед тобой раскрываться. Пытаясь разгадать их, ты возвращаешься к ним снова и снова.

Дожив до 93 лет, она пережила большинство своих обожателей и осталась с нами на портретах, пожалуй, самых известных художников. Мару Константиновну Олив писали Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель и Филипп Малявин. Яркая, неординарная, творческая, умная и обладающая отличным чувством юмора, она всегда притягивала творческих людей. Отчасти попаданию в богемную среду способствовал ее брак с племянником Саввы Мамонтова — Юрием. Став членом одной из самых влиятельных в искусстве семей, Мара Константиновна часто наведывалась в усадьбу Абрамцево, где тогда часто бывали и работали художники, входившие в так называемый «Мамонтовский кружок» — Василий Поленов, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Илья Репин, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Михаил Врубель и многие другие.

В музейном комплексе имени И.Я. Словцова есть картина — «Портрет Мары Константиновны Олив», автор Илья Репин. Такое ощущение, что художник написал ее на одном дыхании. Одежда и фон не отвлекают зрителя от главного, по мнению Репина, — полного жизни и энергии взгляда Мары, ее улыбки с хитринкой. Не уводит от них даже роскошный интерьер в восточном стиле: женщина уютно расположилась на темно-синей бархатной оттоманке, на заднем плане угадывается едва различимый золотой узор на стенах. Интересен наряд Мары Константиновны. На ней шелковое платье с флористическим рисунком: алые маки на зеленых стеблях выписаны по белому полю, а на рукавах, следуя восточной моде, чередуются цветные полосы. Плечи укрыты широким воротником с жемчугом. Венчают и подчеркивают вычурность наряда расшитая золотом турецкая феска с шелковой кистью, многочисленные браслеты, брошь и ожерелье.

Для чего Репин так подробно прописал эти, казалось бы, ничего не значащие детали? Нам остается лишь догадываться. Возможно, украшения сродни подношениям — они обесцениваются при сопоставлении с изображаемой личностью. А может, за всем этим кроется некая шутка, оставленная нам портретистом и его музой.

Маре Константиновне на момент написания Репиным портрета было 36 лет. Как бы сейчас сказали, светская львица состояла уже во втором браке — за действительным статским советником Свербеевым. В ее волосах нет седины, кожа по- прежнему бела, поза спокойна — рука лежит на оттоманке — и уверенный лукавый взгляд говорят о том, что перед нами неординарная и уже состоявшаяся женщина.

Следующий портрет Мары Константиновны будет написан во Франции, куда она эмигрировала. В 1922 году художник Филипп Малявин запечатлел ее приветственно улыбающейся. Мара Константиновна в то время проживала в пригороде Парижа вместе с семьей сестры. В отличие от других российских эмигрантов она сохранила прежнее финансовое положение и образ жизни — общалась с деятелями искусства, модно одевалась. На картине перед нами она предстает в темном наряде на красном фоне. Вероятно, под порывом ветра пытается удержать обеими руками свою широкополую шляпу со страусиным пером. Как и прежде, экспрессивна, но вместо полуулыбки, которая присутствует на всех ее ранних портретах, одаряет зрителя улыбкой открытой, смотрит прямо в глаза. Как бы говоря нам, что обстоятельствам ее не изменить.

***
фото: «Потрет М.К. Олив (в первом браке Мамонтовой, во втором Свербеевой), И.Е. Репин. 1906 г., Петербург, холст, масло.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта