Плакать не запрещается
В этом учебном году городской шахматный клуб ввел уроки для дошколят. Пока занятия по шахматам идут в детских садах NN 58 и 87.
В первом из них, что находится по адресу Одесская, 41, с шестилетними мальчиками и девочками занимается инструктор по спорту шахматного клуба Александр Аркадьевич Сутягин.
Занятия два раза в неделю. Начинаются они ранним утром почти сразу после завтрака. В кабинете есть несколько шахматных досок, ноутбук с обучающими программами и компьютерными шахматами. Стоит шум и гам, на который педагог не обращает внимания. Лишь изредка он выступает в роли третейского судьи, мирит и успокаивает повздоривших детей.
Рядом с ноутбуком всегда большая очередь. В основном из мальчишек, девочек почему-то меньше.
— На самом деле количество мальчиков и девочек примерно одинаковое. Просто некоторые девочки сейчас болеют, — говорит Александр Аркадьевич. — Они, между прочим, лучше все запоминают, вообще более восприимчивы к информации. Им достаточно объяснить один раз, потом закрепить на конкретном примере, и все остается в голове. А мальчишкам надо втолковывать по несколько раз. Хотя у нас есть Федя Барышников, вот он все схватывает на лету. Это очень застенчивый ребенок, но когда садится за шахматную доску, то просто расцветает. Eсли продолжит заниматься в школе, то из него выйдет хороший шахматист.
Кстати, если дети после поражений плачут, это совсем неплохо, считает тренер. Даже наоборот. По словам Александра Сутягина, такое поведение говорит о том, что проигрыши задевают самолюбие ребятишек, значит, им важен результат игры. Вдвойне обидно, когда они находятся в выигрышном положении, но «зевают», теряют фигуру и уступают. В таком случае стараются победить в следующий раз, а значит, прогрессируют. Ребятишки с развитым чувством самолюбия очень перспективны. У тех же, кто спокойно воспринимает поражения, к шахматам особого интереса нет. Eсли с ними не заниматься, то сами они просто перестанут садиться за доску.
Перед посещением тренировки у дошколят меня волновал вопрос: не рано ли обучать энергичных, непоседливых шестилеток игре, требующей внимания, терпения и усидчивости?
— Я начал заниматься шахматами с четырех лет, — рассуждает Александр Сутягин. — К моим старшим братьям часто приходили в гости друзья-шахматисты. Всякий раз, когда они ждали братьев, садились за шахматную доску. Я же наблюдал за их баталиями. Они, заметив мой интерес, стали меня учить. С тех пор я в игре. Шахматы помогают в жизни. Они делают человека спокойным. Шахматист не взорвется, не проявит агрессию. Он направляет энергию в нужное русло, потому что нельзя разбрасываться на негативные эмоции. Eще шахматы приносят удовольствие и пользу. У тех, кто увлечен этой игрой, нет проблем с изучением точных наук.
Подопечные Александра Аркадьевича пока знают немного, но умеют применить знания на практике. Могут рассказать о ценности каждой фигуры, ставят детский мат в четыре хода, делают рокировку. Ребята в курсе, что конь ходит «прыг-скок и в бок» и что если он на краю доски, то это очень плохо.
Например, Илья Арипов восхищается шахматами, особенно ферзем.
— Ферзь может защитить короля, он вообще всех может защитить, — рассуждает юный шахматист. — Ферзь — самая сильная и самая красивая фигура. Я хочу быть таким же красивым и сильным, как он.
Совсем скоро в 58-м детском саду появятся шахматные столы, несколько игровых досок и одна демонстрационная. Тогда многие детишки наверняка достигнут еще больших результатов.
Правда, вздыхает тренер, скоро беззаботная пора закончится и начнется школа. А вместе с ней — перегрузки. Некоторые воспитанники Александра Аркадьевича из числа школьников занимаются не только шахматами, но еще футболом, английским, дзюдо или каратэ.
— Говорю родителям, чтобы они вспомнили, каким было их детство, — сокрушается педагог. — Я почти все время проводил на улице: мы купались, сплавлялись на плотах, ходили по грибы, играли во дворе, зимой гоняли шайбу на Туре. А у современных детей что? Даже вспомнить нечего будет. У меня есть один ученик, он часто засыпает на уроках. Я у него потом спрашиваю, что случилось? А он отвечает: просто устал. Мама будит его каждый день в полседьмого, к восьми ведет на хоккей, потом в школу, на английский, затем еще в какой-то кружок. А в шесть вечера он приходит ко мне на шахматы, естественно, уже никакой. Поэтому всегда говорю родителям: пусть ребенок сам выберет занятие по душе!
ФОТО АВТОРА
***
фото: Александр Сутягин и его ученики;Закрепим урок на практике.