С корабля на дорогу
Больше 30 лет он водил суда по рекам Обь-Иртышского бассейна и практически столько же лет он за рулем автомобиля.
Знает все водные маршруты от Тюмени до Eнисейского залива, их ловушки и повороты. А на асфальтовой дороге следует правилам, о чем собственно и рассказал нам Владимир Лапшин, капитан-механик (в недавнем прошлом), а сейчас директор по эксплуатации флота и безопасности судоходства «Обь-Иртышского речного пароходства».
Несмотря на то, что на реке, как и на дороге, действуют общие понятия — занос, снос и другие, разница между водными и асфальтовыми путями, по мнению Владимира Николаевича, огромная.
— Eсли не знаешь особенностей реки, то тебя все время будет выкидывать на берег. Либо судно пойдет вдоль берега. Eсть течения свальные, навальные, тиховоды… очень много определений, и надо понимать, как действовать. Течение — это определенная сила, для преодоления которой необходима мощность. Ты должен ее рассчитать, а для этого важно хорошо знать спецлоцию (руководство для плавания по определенному участку речного пути — О.К.).
— Создается впечатление, что на дороге в городе проще…
— С учетом количества транспорта на сегодняшний день не скажу, что это так. Столько автомобилей, водителей разных уровней квалификации и понимания того, что они делают на дороге. Для меня есть три категории водителей: первые едут по правилам, вторые — как хотят, а третьи — как могут. Последние опасней других. Права у них оказались по случаю, и водят они в силу собственных представлений, считая, что научатся в процессе.
— Где более уверенно себя чувствуете — на воде или на дороге?
— На воде. В свое время в автошколе услышал правило трех «д» — дай дорогу дураку. Даже если ты прав, лучше уступи. Хотя и на воде всякое случается, но тут меньше рисков — за штурвалом только обученные люди. Правила жесткие, не такое активное движение, как в городах. Eсли на дороге мы видим автомобили, знаки и светофоры, то на воде еще одно преимущество — радиостанции. Например, на идущем навстречу судне наш теплоход не видят, да и я их тоже. Согласно правилам, судно, идущее снизу, обязано пропустить судно, идущее вниз. Я спрашиваю об их местоположении. Мне отвечают, я просчитываю, успею ли за 20 минут пройти поворот или нет. На другом теплоходе тоже делают расчеты. Eсли они уже подходят, то я либо сбавляю ход и захожу с наиболее безопасного места, либо останавливаюсь, жду.
Как и на дороге, на воде достаточно моментов, когда необходимо полагаться на свои знания и опыт. Например, при прохождении поворотов под 90 градусов, которых на Туре достаточно. Да и по самой реке, которая уже лет десять как перенесена в седьмую категорию — без гарантированных глубин, обстановки (буи, знаки, регулирующие и определяющие своего рода правила дорожного движения на реке — О.К.) и сноровки далеко не уплывешь.
— После завершения навигации вы пересаживаетесь за руль автомобиля. Нужна адаптация?
— Никогда не ощущал дискомфорта. Расскажу один случай, который произошел в конце 80-х годов. Наш капитан купил первую свою «пятерку». И поехал в Та- лицу к родственникам. Приезжает к ним, а капот битый. Все на него навалились с вопросами: как же так, что произошло? Он в ответ: «Да как было: еду, сворачивать надо, навстречу мужичок на телеге. Я смотрю — он не собирается меня пропускать. Я — насадки на борт, машину на задний ход, ну и все равно как ехал, так и въехал». Это он прошел поворот, действуя как на теплоходе. Поэтому и ДТП.
— На реке существуют правила хорошего тона?
— Суда расходятся при встрече только левыми бортами, как и на дороге. Допускается обмен приветствиями по вызывному каналу: судно, идущее вниз первым, здоровается и желает счастливого пути. В ответ с судна, идущего снизу, тоже звучат приветствия.
Все остальные разговоры по этому каналу запрещены.
— Фуражками не машете?
— Перед расхождением в зоне видимости включаем шашку левого борта. Светоимпульсную отмашку видно и ночью и днем. Это как на дороге после завершения маневра поблагодарить пропустившего тебя водителя.
— Какие дорожные приметы есть у речников?
— У нас не говорят «последнее судно». Исключительно «крайнее». Это только путь бывает последний. Вот мое крайнее судно (показывает открытку, на которой изображен буксир-толкач «РТ-693» — О.К.), много лет на нем ходил.
— А сколько автомобилей поменяли за эти годы?
— Сначала была ВАЗ-21099. На протяжении уже 11 лет вожу «тойоту короллу» японской сборки. Вроде бы и поменять уже можно, но где сейчас такое качество найдешь? Предпочитаю ездить на механике.
***
фото: На речных дорогах порой бывает также оживленно, как и на автомагистралях (фотография сделана В. Н. Лапшиным в районе Надымского бара, который считается устьевым створом Оби).