Оксфордские наставники в тюменских вузах
Вузы России во многом стараются повторить опыт западных университетов. Но в этом плавании к новым горизонтам за бортом рискуют оказаться наши лучшие педагогические разработки.
О том, как взять лучшее и не потерять при этом все хорошее, эксперты говорили на недавней конференции, посвященной 110-летней годовщине со дня рождения заслуженного учителя школ РСФСР, отличника просвещения СССР, доцента Тюменского государственного университета Фридриха Эмиха, внесшего большой вклад в методики изучения иностранных языков в вузе.
— Новые технологии никогда не заменят преподавателей. Их заменят преподаватели, которые владеют новыми технологиями, — считает Светлана Титова, профессор МГУ.
По мнению профессора Титовой, новые технологии — это возможность мотивировать студента к обучению, заинтересовать. Но помочь технологии могут и самому педагогу.
— Хочу познакомить вас с нашей простейшей разработкой, которая существенно облегчила учебный процесс. Это мобильное приложение, с помощью которого ученики отвечают на вопрос во время лекции. Результаты отображаются у учителя в виде диаграммы, — говорит Титова. — Это не персональный тест, ученики могут быть максимально честны. А мы можем видеть реальную картину, понимает ли нас аудитория. И если нет, то ориентироваться и менять программу, повторять какие-то темы.
В ТюмГУ в скором будущем могут появиться профессиональные тьюторы (наставники). Такие есть, например, в Оксфорде. Они придают образованию студента осмысленность. Тьюторы общаются со своими студентами как минимум раз в неделю и выбирают индивидуальную программу обучения в зависимости от способностей и целей конкретного студента. На тьюторе лежит не только помощь в выборе элективных курсов, но и, например, задача дать студенту широкий взгляд на вещи.
— Предположим: абитуриент мечтает поступить в медицинскую академию. И по каким-то причинам не поступает. Жизнь кончена? — спрашивает Татьяна Ковалева, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского государственного педагогического университета. — Нет. Eсли человек мечтает быть врачом, у него гораздо больше возможностей. Задача тьютора выбрать доступные учреждения, курсы, стажировки — в общем, помочь увидеть лучшие варианты реализации в сфере интереса студента.
Индивидуализация образования, то есть подбор индивидуальной программы, — западный тренд, который теперь стараются внедрить в российские реалии. О тьюторстве заговорили и в образовательном центре для одаренных детей «Сириус».
— Одаренные дети, казалось бы, здесь уж понятно. Математик будет заниматься математикой, музыкант — музыкой. Но теперь и «Сириус» взял на заметку то, что мы предлагали — параллельное обучение. Яркая одаренность — сродни болезни. По сути, у ребенка все предрешено практически без его воли. А теперь представим, что у взрослой талантливой балерины, которая с пяти лет посвящала себя балету, сломана нога без возможности восстановиться для дальнейшей работы — мы получаем потенциального маргинала. Как правило, одаренные дети ничего больше не умеют, кроме сферы своей одаренности, — говорит Ковалева. — А что, если однажды они поймут, что больше не хотят этим заниматься? Поэтому теперь одаренных детей в «Сириусе» параллельно обучают дополнительным профессиям и навыкам.
Но, по мнению эксперта, индивидуализация образования не должна быть слепой или сделанной под западную копирку. Дочка Татьяны Ковалевой заканчивает магистратуру в Канаде. По ее словам, там не принято читать лекции, а самостоятельный поиск информации — основа обучения. Студентам дается обширная тема для исследования, а потом они обсуждают результаты своего поиска с педагогом и друг с другом. Но в процессе учебы в Канаде русской студентке удалось понять пользу российского подхода.
— Юля мне рассказывает, как откуда-то из глубин подсознания всплывают факты, которые она зубрила для экзаменов в своем российском вузе. И все жаловалась: «Ну зачем мне это знать?» Канадские студенты очень узко специализированы. У нас же — прекрасная предметная школа, мы действительно готовим эрудированных профессионалов, и это наше конкурентное преимущество. Но у наших студентов часто нет понимания, где применить полученные обширные знания и как с ними обращаться, — говорит Ковалева. — Нам стоит приложить все усилия, чтобы сохранить нашу сильную предметную школу и при этом подтянуть тьюторство.