Женщина между Марией и Лилиг
Слышали ли вы такие определения: женская лирика, женская режиссура? Легко представить, даже с какой интонацией они произносятся. Снисходительно.
Впрочем, находятся и те, кто смело защищает женщин от этих определений. Режиссер Кирилл Серебренников, например, говорит: «Нет понятия «женская режиссура», есть режиссура, а женщина и мужчина перед ней равны». И все-таки с его слов выходит, будто женская режиссура — нечто плохое. А что если это не так? И режиссура, лирика, живопись, хореография в исполнении женщин действительно отличаются от мужской… но не в худшую сторону?
Незаменимая Мария
Более 300 зрителей на прошлой неделе в кинозале «Киномакс» посмотрели десять короткометражных фильмов тюменских авторов. О том, какое сильное впечатление производит качество этих кинокартин, мы уже писали. Как и об одной из лучших работ «Поезд на Север», которая, к слову, была создана под руководством женщины — Eлены Анисимовой. Но нельзя не упомянуть и о работе другой девушки.
Марии Миць пришлось несколько раз выходить на сцену для награждения. Дело в том, что она — единственный в своем вроде второй кинорежиссер в нашем городе. Она приняла участие в съемках пяти фильмов — половине из представленных.
— Eсли хотите заниматься кино, обратите внимание на сложную, но ценнейшую профессию второго режиссера. В городе у нас профессионально занимается этим одна Мария. Так что учитесь, чтобы составить ей хоть какую-то конкуренцию, — говорит Андрей Зубов, идейный вдохновитель проекта. — Или не учитесь. Пока мы с Машей справляемся.
Маша на это только мягко улыбается. Конкурировать с ней сложно. Профессия второго режиссера и творческая, и организационная одновременно. Она занимается режиссерским сценарием (да, Мария еще и сценарист), подготовкой локации, организацией актеров. Отвечает за график съемок, массовку и даже курирует работу художника-раскадровщика. Но главное: умеет создать нужную атмосферу на площадке.
— Фильмы разные, сумасшедшие, любимые каждый до единого! И в каждом из них случилась магия кино, которая не происходит просто так. Люблю мои съемочные группы, благодарю за доверие режиссеров. Это было сложно, я выросла с вами еще сильнее и не могу передать чувства словами — энергия, радость и тишина на площадке. Я чувствую себя на своем месте, — благодарит Мария.
Мария вообще очень благодарная. В своем блоге она благодарит врачей онкодиспансера, которые помогают ей бороться с болезнью. Но переживает за здание, где им приходится работать, а ей лечиться. «Я вижу, как все здесь отданы своему делу. Персонал очень внимательный, врачи — фанаты. С такими пациентами работать могут только такие. Здесь очень чисто, постель новая, еда для больничной диеты вкусная. Eсть все необходимые лекарства и аппаратура (из того, что знаю я), электронная очередь и карта — все дела. Повезло, что через дорогу Затюменский парк. Вопрос у меня один: когда все это великолепие получит новое здание? У кого спросить или попросить помощи?»
Теперь Мария пытается привлечь к проблеме внимание власти.
Лилиг и три Золотые маски
Фестиваль хореографических спектаклей «SOMA» в выходные прошел в «Космосе». Спектакли привезли со всей России, а мастер-классы провели танцоры Коста-Рики. Всего за три дня представлено 23 спектакля. Приглашенным гостем выступил танцевальный проект «Солянка» из Кирова. Они привезли спектакль «Лилит», номинированный на три золотые маски в разделе «современный танец» (как лучший спектакль, лучшая работа актрисы и работа балетмейстера).
На сцене всего одна актриса. Пластика у нее завораживающая. Из обольстительной и нежной она легко превращается в несуразное пугающее чудовище. Из Мэрилин Монро — в цыганку Кармен, из демоницы, разговаривающей со змеем- искусителем, — в распятого Иисуса Христа. Для этого ей не нужно ничего — ни декораций, ни костюмов, ни массовки. Только она сама.
Создателям этого необычного спектакля хотелось показать непростую участь женщины, которая вынуждена постоянно учитывать мужской взгляд на себя. Все, чем она является, что она делает, даже ее тело, — подвергается осуждению. Eе женственность и страстность, слабость и сила — все она вынуждена подстроить под мужские представления и взгляды.
Да и название «Лилит» выбрано неслучайно. Эта мифологическая демоница — антагонист патриархальной аполлонической мифологии. Каббалисты назвали ее первой женой Адама, которая не пожелала подчиняться мужу, так как считала себя таким же творением бога, как и он. И, конечно, превратилась в чудовище, убивающее младенцев и соблазняющее невинных мужчин по ночам. А вавилонской мифологии она была представлена как «женщина из дома бури, что ополчается против женщины и мужчины в доме».
…Но мифы, конечно, тоже создали мужчины.
Не изменила себе ни с кем
— Постой, Умка дает бесплатный концерт? В Тюмени? — недоверчиво переспрашивает меня певица и режиссер Сюзанна Иванова, которую я повстречала на хореографическом фестивале в «Космосе». — Та самая Умка? Из «Умки и броневичка»?!
Да. Та самая Умка — филолог, поэт, певица, приехала в Тюмень с концертом. В воскресенье выступила на небольшой сцене рок-бара «Капкан», стены которого завешаны странными тканевыми полотнами с изображениями богини Кали, звездным небом и черепами.
На этой сцене Анна Герасимова — в старенькой бандане, потрепанных джинсах клеш, совсем без макияжа, очень прямолинейная и не улыбающаяся, если ей того не хочется, — производит необычное впечатление. А уж когда достает помятый пакетик с брякающими монетками и иронично запевает жалостливую песню, я смотрю на реакцию публики, боясь, что мне будет за нее стыдно. Все- таки мы, провинциалы нефтяной столицы, избалованы залами с лепниной и позолотой… Но зрители без всякой заносчивости — смеются и благодарят артистку посильным вкладом.
— Приятно, что вас так много, — глубоким голосом говорит Анна. — В какое время я уж решила, что с Тюменью покончено. А вот что-то случилось все-таки с вами… Радостно это.
Творческий вечер получился. В стихах певица рассказала о своих взаимоотношениях с литовской литературой — она недавно закончила перевод новой книги. Сыграла джаз и спела о том, что «изменила себе… с тобой». Но на самом деле, это совершенно ясно, ни с кем себе не изменила. Она продолжает заниматься творчеством, которое ей самой кажется наиболее искренним, хотя и не приносит хорошего дохода. Но вот теперь действительно что-то меняется. Юная фанатка Ольга достает из рюкзака стопку аудиокассет с альбомами Умки — для автографов.
— Господи, откуда у вас этот раритет? — спрашивает певица.
— Так ведь музыка на кассетах снова становится модной, — объясняет Ольга. — А мы просто обожаем ваши песни. Они честные.
***
фото: Сцена из спектакля «Лилит» ;Зрители.