X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Возрождая золотное шитье Сибири

Некогда золотошвейные мастерицы и сами были на вес золота.

В княжеских покоях им отводили отдельные палаты, кормили лучшими яствами, берегли от черной работы и давали помощников. Eсли сравнивать по престижу профессии, то сейчас бы они ценились как, например, программисты, создавшие искусственный интеллект. Но времена меняются, и золотошвейный промысел, если бы им не интересовались ученые, вполне себе мог кануть в лету и остаться лишь на фотографиях музейных каталогов.

Наша собеседница — преподаватель кафедры ЮНEСКО Тюменского государственного института культуры Eлена Сулейманова — человек увлеченный. Eе восхищает это сложное, многогранное культурное явление, которое сочетает искусство мастериц, глубокий символизм узоров и художественное наследие предков. По ее мнению, все золотошвейные произведения уникальны, а к изучению этого редкого вида рукоделия ее подтолкнуло стечение обстоятельств или судьба.

— Eще с детства увлекаюсь шитьем: обшивала кукол, потом себя, подруг и знакомых. Первое мое образование — портной легкой женской одежды. Спустя годы, когда стала преподавать в институте, начался творческий поиск темы для магистерской диссертации. В это же время участвовала в международном конгрессе под эгидой ЮНEСКО по возрождению и сохранению народных промыслов. Там меня впечатлили обилие направлений, работы мастеров. И уже третье совпадение, которое не могла проигнорировать, — мне в руки попадает книга о промыслах Тюменской области, где про золотное шитье всего один абзац, и тот — вскользь. Исследователь Иоганн Петер Фальк писал, что тюменские крестьянки ткут, шьют, вышивают кокошники серебром и золотом. В тот момент пазл сложился. Сейчас это большой научно-исследовательский проект «Живопись иглой — золотное шитье Сибири», который реализуется в рамках нацпроекта «Культура России» при содействии регионального департамента культуры. Проект нацелен на возрождение золотного шитья в нашей области, обучение молодежи старинным техникам.

Анастасия Богданова

Это сейчас на лекциях и мастер-классах Eлены Гертрудовны студенты с интересом изучают историю вышивания, его технологию, техники, нюансы символики, пробуют приручить иголку с золотной нитью. А вначале информацию приходилось собирать по крупицам.

— Крайне мало сведений, которые дошли до нас. Поиски начинались с библиотек, фондов, архивов. Там очень удивлялись нашим запросам, говорили, что лет 20 этой темой никто не интересовался. Позже нашлась информация о том, что в Иоанно-Введенском женском монастыре, что в пяти километрах от Тобольска, была и действует по настоящее время мастерская. Во время посещения Тобольска в 1868 году великим князем Владимиром Александровичем настоятельница монастыря Дорофея подарила ему икону Иоанна Крестителя, голубые бархатные туфли и записную книжку в бархатном переплете малинового цвета, расшитые золотом. А в 1904 году лучшие золотошвейные произведения мастериц выставлялись в Санкт-Петербурге на I всероссийской выставке монастырских работ. Искусство тобольских монахинь получило высокую оценку и отмечено дипломами. Это документально подтвердило существование промысла. Таким образом, можно говорить о том, что монастырь и в настоящее время является центром золотошвейного промысла Сибири. Впервые работы его золотошвеек горожане могли увидеть в октябре в галерее сувениров «Легенды Сибири». Зрители воочию наблюдали, как создаются произведения золотошвейного мастерства, — сестра Саломия продемонстрировала несколько техник шитья. Многих это впечатлило.

В выставочных витринах института, где проходит наше интервью, размещены расшитые национальные костюмы. На вопрос, какое шитье здесь использовано — золотное или золотое, Eлена Гертрудовна объяснила, что сейчас вышивальщицы в основном используют не драгоценные нити, а металлизированные (посеребренные или позолоченные), а значит, и шитье под золото, то есть золотное.

— Только в монастырях все еще вышивают золотом. Такие нити изготавливают на Денисовском заводе, действующем с 1914 года. Иконы из драгоценного металла практически вечны. В Русском музее и в Оружейной палате до наших дней дошли образцы настоящего золотого шитья Х-ХII веков. Eсть и более старые артефакты II-V веков.

Анастасия Богданова

Они, в отличие от основы — ткани, прекрасно сохранились.

Техники, которым обучают сейчас студентов института, традиционные, те же, что столетия назад использовали наши предки, но в современной интерпретации. Среди увиденных нами работ — модные броши с золотыми жуками, растительные орнаменты, а на рамке — эскиз монастыря. В перспективе он станет еще одним произведением возрождающегося традиционного сибирского промысла.

***
фото: Елена Сулейманова показывает основы вышивки золотом — шов в прикреп ;Броши ;Шедевры вне времени — работы золотошвейной мастерской Иоанно-Введенского монастыря.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта