Недержание смеха
Не смотрю экранизации комиксов. Знать не знала, что Тодд Филлипс известен в первую очередь как режиссер комедий. Просто увидела трейлер фильма «Джокер», заявленного драмой, решила, что хочу его посмотреть, и… пожалела.
Пожалела, что пошла на премьеру вечером выходного дня в популярный кинотеатр. Зал был не битком, но полон больше чем наполовину. И этого хватило, чтобы испортить весь просмотр. Начиная с самого первого момента, когда в памяти главного героя, который сидит на приеме у социального психотерапевта, всплывает сцена: он бьется головой в стекло двери одиночной палаты психбольницы.
Звонкий девичий хохот взорвал зал. Eго подхватило басистое гыканье мужика, который сидел передо мной с ведром попкорна на коленях. Честно, я даже растерялась: может, эти странные, на мой взгляд, люди знают гораздо больше о фильме, который нам предстоит посмотреть? А я чего-то не понимаю.
Но к середине фильма поняла: нет, это просто люди такие, для которых нет ничего забавнее, чем если кто-нибудь падает, врезается в стеклянные двери, делает нелепые движения, страшно смеется. По мне, так ни одного здорового человека не может повеселить явно невротический смех главного героя. Но режиссер все-таки подстраховался, предупреждая реакцию записных весельчаков: дабы развеять сомнения о природе происхождения смеха, дал герою карточку, на которой написано, что это — его заболевание. Но тем не менее зал каждый раз дружно присоединялся к этому смеху, шурша попкорном в ведрах и пакетами с чипсами. Мужик впереди не переставал жевать и когда главный герой в больнице душил подушкой собственную мать.
Тут мне сделалось по-настоящему страшно — уже не от того, что происходило на экране. Вторую драму можно было снимать прямо в кинозале. Материала было предостаточно. Нашлась бы работа не только для режиссеров, но и психологов.
Реакция каждого человека на происходящее, конечно же, индивидуальна, поэтому и рассматривать ситуации желательно отдельно одну от другой, считает Инна Васильева, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ и член общественного совета при УМВД по Тюменской области. Однако приводит несколько предположений, почему люди смехом реагируют на то, что должно — с объективной точки зрения — вызвать прямо противоположные эмоции.
— Причиной тому может быть сниженный эмоциональный интеллект. Когда человек не способен правильно распознать эмоции других людей, — говорит Инна Витальевна. — Смех может также быть неосознанной попыткой защититься от эмоциональных переживаний. Ну и личные особенности развития человека, его социальное положение и образование тоже играют большую роль в том, как он реагирует на те или иные ситуации.
По словам Инны Васильевой, не так давно она с коллегами провела небольшое исследование. Аудитории показали сцены разной степени агрессии из художественных фильмов. И агрессивные ролики, что называется, из жизни. Предполагалось, что от художественного фильма дистанцироваться легче, выдуманные сцены не производят на людей сильного впечатления. Однако аудитория одинаково взволнованно среагировала и на то, и на другое. Но это были люди науки — интеллектуально и эмоционально развитые, способные анализировать и сопереживать.
— Не исключаю, что в другой аудитории будут другие результаты, — говорит Инна Витальевна. — Все люди разные. Eсли не хотите, чтобы вам сильно мешали, выбирайте небольшие кинозалы. Или идите на сеанс не в премьерные дни и не в выходные, а тогда, когда народу там будет поменьше.
К слову, ближе к середине фильма «Джокер» народу в зале стало поменьше — некоторые встали и ушли. То ли потому что он показался им слишком тяжелым, то ли недостаточно смешным.
P.S. Смех главного героя «Джокера» — одно из проявлений псевдобульбарного синдрома. Этот симптом характерен для целого ряда психических расстройств и относится к неконтролируемому выражению эмоций, которое обычно не соответствует происходящему и может также не соответствовать тому, что человек на самом деле чувствует.