Такой разный XVIII век
Мы привыкли считать, что триста лет назад мир был неторопливее, этикет — строже, отношения между мужчинами и женщинами — сложнее.
В экспозиции европейских шедевров, которая работает в музейном комплексе имени Словцова, блистающий и трагический XVIII век раскрывается двумя знаменитыми картинами.
Одна из них — «Прощание Людовика XVI с семьей в замке Тампль в канун казни 20 января 1793 года» представлена в разделе французской живописи. Казнь Людовика XVI — событие французской революции. По решению Национального конвента король был обвинен в бедствиях народа и казнен. Спустя много лет живописцы в своих произведениях стали обращаться к его судьбе. Неизвестный художник изобразил комнату, где Людовик извещает родных о своей последней воле.
В центре картины — король и королева. Соединение их рук в тревожном и мягком порыве похоже на фигуру контрданса. Супруги стоят, бросая друг другу прощальные взгляды. Королева — в белом высоком чепце и платье без кринолина. Король облачен в повседневный наряд, на нем черный фрак и кюлоты. За спинами монаршей четы можно увидеть придворных и слуг. Они, зная об аресте короля, обреченно застыли в ожидании. Во всем чувствуется роковая тишина. Королева, кажется, вот-вот лишится чувств, вот-вот ее глаза наполнятся безумием. Мягкие черты лица короля и взгляд выдают тревогу. Пожилая придворная дама сокрушенно обхватывает голову. Молодая Eлизавета, сестра короля, молитвенно складывает руки.
Дочка королевы, кудрявая высокая девочка в белом батистовом платье кажется миниатюрной копией мамы. Она вопросительно склонилась к родительнице, обхватив ее локоть маленькими ладонями.
За изящным переплетением тонких рук кроется недоумение. Наследник престола Луи Шарль, мальчик лет восьми с темно-русыми волосами до плеч тянется к родителям. Дети понимают, что случилось что-то плохое.
Дальнее пространство картины заполняют тени. Можно различить фигуры солдат, врывающихся в покои короля. За их спинами разгорается пламя. По мысли художника — пламя революции.
Картина приковывает взгляд и заставляет замереть, на мгновение прислушаться к тревожным звукам ушедшего столетия.
Итальянский художник Артуро Риччи показывает XVIII век иным. На его полотне «Музыкальный вечер» нет трагических красок. По мысли автора XVIII век — время прекрасных балов и церемоний. На картине изображены нарядные музыканты камерного оркестра. В их руках альты и скрипки, они сидят посреди старинного зала с высоким потолком, стенами с изразцовыми печами и зеркалами в причудливых рамах.
В центре композиции — зрители: дамы в роскошных платьях и господа в париках и камзолах. На их лицах сияют снисходительные улыбки, гладкие руки вот-вот начнут аплодировать. Одна из дам, положила ноги в позолоченных туфлях на мягкую бархатную подставку.
Молодой господин в сером расшитом золотом камзоле, почтительно держа в руках треуголку, протягивает цветы вставшей из-за инструмента солистке. Ножка клавесина украшена десятками драгоценных камней. По полу рассыпаны розы. Вино алеет в хрустальном графине, почти опустошенном.
Картина полна трафаретного изящества. В роскошной обстановке ее герои кажутся кукольными, пусть даже действуют как живые. Это взгляд человека новой эпохи (а картина написана в XIX веке) на эпоху минувшую.
Франция и Италия, трагедия и веселье — такой разный XVIII век.
***
фото: Полотно «Прощание Людовика XVI с семьей…»;;Картина «Музыкальный вечер».