Почему жива мечта о сильной руке?
Среди магнитиков с видами Тюмени в местах продажи сувениров можно найти бюст Иосифа Сталина — товар пользуется популярностью.
Календарь со Сталиным прикреплен и к окну автобуса, на котором я часто добираюсь до работы. А социологи регулярно поднимают вопрос о возрастающем рейтинге этой персоны.
По мнению генерального директора Всероссийский центр изучения общественного мнения Валерия Федорова, причина сталиномании — в том, что о ней. не говорят в школах. По данным опросов ВЦИОМ, почти 45 процентов опрошенных информацию о Сталине и связанных с его именем политических репрессиях 30-50-х годов черпают из СМИ. Лишь 37 процентов опрошенных признали, что о лагерях частично узнавали на уроках и лекциях, 14 процентов — в музеях и на выставках.
— Это самое уязвимое место общественного запроса на сохранение исторической памяти — наука и образование не являются главными источниками знаний о политических репрессиях, — говорит Валерий Федоров. — Десятилетия замалчивания репрессий стимулируют рост мифов о Сталине. Но только наука и образование способны устранить этот перекос и формировать историческое мировоззрение.
Мнения о причинах этого перекоса расходятся.
Директор «Левада-центра» и социолог Лев Гудков уверен: фигура Иосифа Сталина продвигается благодаря государственной пропаганде. «Оправдание всех преступлений советской власти, террор, коллективизация, голод, происходит вполне намеренно», — говорит он.
Писатель Денис Драгунский думает, что сталиномания — явление народное, а не навязанное. Но никто на самом деле не хочет возвращения Сталина, просто его фигура превратилась в символ, миф. Это символ жесткой руки, которая смогла бы установить справедливость, покарать всех виновных, заставить все работать как надо, отстоять позиции в геополитической конкуренции. В общем, Сталин в умах людей — не реальный политический лидер, а символ простого и понятного решения всех проблем. А по данным Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, 47 процентов опрошенных россиян за «сильную руку», 30 процентов — за «мягкий» авторитаризм и лишь 20 процентов — против «сильной руки».
И прежде чем напуститься на сталинистов, ищущих простых и совершенно нереалистичных решений, я бы обратила внимание на то, что говорят, например, некоторые оппозиционные либеральные лидеры и их сторонники. В целом послание их мало чем отличается: «Всех посадить вместе с их семьями!» Чем такое решение противоречит идее «сильной руки»? И с чем связано такое, извините, «лагерное» единодушие противоположных лагерей?
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, в своем интервью «Тюменскому курьеру» рассуждал об опасности едва ли не всеобщего непонимания того, что мы живем в сложном мире. Все, по его словам, ищут простых решений, но их нет. Также как нет ничего совершенно черного и совершенно белого. Во всем нужно разбираться. Долго, бережно, кропотливо.
И начать, пожалуй, стоит с того, что взять за аксиому мысль о бесценности каждой отдельной жизни. Неважно, нравится нам человек или нет, каких убеждений он придерживается, в каком политическом или социальном слое находится. Eго жизнь — бесценна. Также как бесценна личность. Нельзя говорить «всех посадить», потому что в списке «всех» обязательно окажутся невиновные. В том числе и те, кто к этому призывает. Это свойственно любым, даже либеральным спискам. Но если нет простого решения, то нет и единственного человека, который сможет решить все проблемы. А каждый вопрос требует персонального, сложного разбора, обсуждения и учета мнений. И чаще всего — нашего с вами непосредственного участия в реализации решения. И нашей персональной ответственности.
Что касается исторической личности Сталина, то эксперты сходятся во мнении: пока не будет согласованной точки зрения на массовые политические репрессии, не будет и согласия по поводу роли Сталина.
База согласия существует. 90 процентов граждан страны знают о ГУЛАГе. 68 процентов убеждены, что репрессии были несправедливыми.