На веселых Андаманских островах
Продолжение.
Начало в NN 55, 84, 87, 90.
Пляж Ситапур, или пляж номер 5, по нашему заключению, лучший пляж острова Нил. Но сегодня тут купаться невозможно: волны таскают камни туда-сюда и больно бьют по ногам. Из-за этого и вода мутная, дна не видно. Но берег удивительно красивый. Похоже, что здешние скалы сложены из мягкой породы, они легко крошатся, а вместе с кусками скал падают растущие на обрыве огромные деревья (здесь их называют sea mohwa).
Мы целый час просто стояли на берегу и смотрели на волны. Кроме нас, никого на пляже не было. И целый час на нас издалека смотрели спасатели — нам были видны их оранжевые футболки. Пока не пошел дождь. Тут спасатели наплевали на нашу безопасность и убежали под навес (у них при входе на пляж есть что-то типа грибочка).
Дождь то утихал, то снова припускал, а когда мы собрались возвращаться домой и стали переодеваться в сухое, полил довольно сильно. То сухое, во что мы переоделись, тут же стало мокрым.
Мы придумали поужинать в каком-нибудь хорошем ресторане, отзывы читали в интернете перед поездкой. Я даже парочку названий запомнила, поэтому сказала туктукеру — Муншайн, он запросил сто рупий и лихо нас домчал. До какого-то затрапезного ресторанчика с вывеской Moonshine Garden. Проходим под вывеской, а в обеденном зале за пустым столом сидит мужчина и слушает радио. При виде нас вскочил и давай руками махать: закрыто, закрыто! Да мы и сами уж поняли, чего кричать-то. Возвращаемся на дорогу, а транспорта нашего и след простыл. Дорога пустынна и не освещена, но фонарики у нас есть в мобильных телефонах, это чтобы ноги не поломать. Побрели в сторону дома, вдоль леса, в полной неясности. Вдруг из кустов выныривает некая темная личность, хватает мужа за рукав и начинает ему втирать про ресторан… Муншайн, где есть и рыба, и морепродукты, и европейская кухня и все-все. Мы посмотрели на него странно и сказали: спасибо, в другой раз! Ну вдруг он сумасшедший. Или это мы сумасшедшие. Но скорее всего туктукер дурак, привез нас не туда.
Ну вот ведь я скопировала себе в блокнот перед поездкой. Сейчас найду. А, вот. «Moonshine (основные блюда 40-150 рупий) по дороге к пляжу N 1 — это любимый ресторан у туристов. Здесь стряпают великолепную домашнюю пасту и блюда из нее (паста с креветками изумительна) и подают холодное пиво». Отзыв не такой уж старый, оставлен пару лет назад. Или вот еще: «На рынке вы найдете дешевые и вкусные блюда бенгальской кухни» (в скобочках: нет). «Расположенный на рынке Chand Restaurant также популярен. Здесь вам подадут крепкий кофе и очень вкусную рыбу-гриль» (в скобочках: нет, ресторан закрыт). «Gyan Garden Restaurant предлагает прекрасный выбор блюд из морепродуктов» (в скобочках: вообще такого не нашли).
Зато набрели на ресторан «Дюгонь». На Андаманах, забыла сказать, водятся дюгони. Да и с чего бы я об этом помнила, если мы ни одного дюгоня не видели. Они вымирающие.
Так вот, ресторан называется «Дюгонь», а цены в меню конские. К примеру, лапша с курицей стоит 415 рупий (для сравнения, в ресторане нашего отельчика я заказываю лапшу за 220 и считаю, что это тоже дорого).
Возвращаемся в свою гостиницу — стук в дверь. Юноша из обслуги спрашивает, будем ли мы ужинать. Они, оказывается, нас ждали. Так мило! А вот местная собачка предательница, мы ей вчера колбаску выдали из наших стратегических запасов, а она ушла к соседям и сидела у них на крыльце весь вечер, не глядя в нашу сторону.
.На завтрак опять индийский буфет, а нам сразу несут меню. Омлет здесь делают очень тоненький, а блины наоборот толстые. Ну и самое лучшее — чай масала. Густой и пряный, он, кажется, не доливается молоком, а заваривается в молоке. Сегодня идем на пляж Лакшманпур смотреть достопримечательность номер один — природный мост. Мы уже знаем, куда идти, видели указатель возле рынка — направо. Мимо нас проносятся белые автомобили с индийскими туристами, которые едут туда же. Мы идем гуськом вдоль обочины, то и дело останавливаясь и уступая дорогу белым туристам. Ну в смысле белым автомобилям. День прекрасен, солнце светит, небо голубое, деревья зеленые, птички поют, коровы пасутся, козы тоже. Собаки лают. Кокосы зреют. Папайя. Мужчины пилят пальму. Женщина мешает желтую массу в огромном котелке. Мужчины строят дом. Много домов.
Кажется, мы пришли. Это видно по припаркованным белым автомобилям. Водители этих автомобилей посматривают на нас свысока. Мы мокрые, красные. Подскакивает чувак в клетчатой рубахе и начинает тарахтеть: «Здравствуйте, вы прибыли к главной достопримечательности острова Нил — без преувеличения достопримечательности номер один, природному мосту! Это, пожалуй, единственное место на острове, где стоит иметь гида. Я как раз могу быть вашим гидом. Без гида вы не увидите всего, а я покажу вам — и рыбок, и кораллы и много всего интересного, которое порой столь мелкое, что без меня вы прошли бы мимо, даже не заметив. Мои услуги стоят 500 рупий, но сразу можете не платить. А после того, как я покажу вам все, вы сами решите, платить ли мне 500 рупий или больше».
Это примерно десятая часть его приветственной речи. Краткое содержание, так сказать. Мы согласились на его услуги и не пожалели. Конечно, сфотографировать каменную (а пусть даже и коралловую) арку мы смогли бы и без него. Но он помогал пройти по рифу, подсказывая, куда ставить ногу, рассказывал о кораллах, как они называются, какие живые, а какие мертвые (погибли от цунами в 2004 году). Продемонстрировал нам работу живых организмов, питающихся кальцием. Они уничтожают мертвые кораллы, прогрызая в них дыры. В двух местах гид покрошил рыбкам печенье, чтобы они сбежались к нам, дал подержать морских звездочек. Одну большую и одну маленькую (маленькая на воздухе не твердеет, а быстро-быстро перебирает щупальцами, пытаясь сбежать).
Так что поход к каменной арке нам понравился. И теперь уже мы сверху вниз поглядываем на индийских туристов, которые приехали на белом автомобильчике, но не позаботились об удобной обуви. Они выходят к берегу моря и стоят там в растерянности, обнаружив, что до арки топать метров пятьсот по острым камням и кораллам, а то и в воде по щиколотку. Одна сообразительная девушка сняла кожаные босоножки на тонком каблучке и храбро двинулась босиком, но это она погорячилась. Мы сбегали к арке и вернулись, а она все еще пробиралась туда, держась за своих спутников.
Рядом с парковкой есть небольшой рынок, где продают украшения из кораллов и ракушек, а также свежие фрукты и соки из них. Мы купили карамболу и кто что захотел, хотя санэпиднадзор наверное умер бы тут от разрыва сердца. Причем весь. От одного вида, как они тут фрукты моют.
В гостинице я уже скорее автоматически спросила портье, не наладили ли вайфай (нет, не наладили, развел руками портье), и вдруг мой взгляд упал на картину за его спиной. На картине был изображен природный мост. Но немного не такой, как мы видели сегодня. Портье объяснил. Что «достопримечательностей номер один» на острове — две. Вторая арка расположена на том же участке берега, но чуть дальше. В прилив можно сплавать на лодке, а в отлив придется топать по кораллам, а это тяжело, поэтому ко второй арке гиды народ не водят. Ну разве что если только попросить. Но зачем, там все то же самое, сказал портье.
Пляжей на Ниле несколько, и я в них путаюсь. Номер один — где закат. Но в первый день мы никакого заката не видели: море штормило, вода была мутной, внизу камни. Мы, конечно, все равно полезли в воду и постояли там для проформы. Вроде как мы купаемся. Для любования закатом сгодился другой день. И вот тут на Сансет пойнт яблоку негде было упасть. Большинство индийских туристов как нанятые фотографировались на фоне заката, но некоторые просто сидели или лежали на песке, глядя на уходящее светило. Здесь мы встретили наших французов, с кем приехали с Хэвлока. Кажется, уже четвертый раз мы их встречаем. Местный дядька, который на пляже держит что-то типа закусочной, предложил выпить чаю масала. Причем налил его в высокие стеклянные стаканы. Ведь в Индии запрещено использовать пластиковую посуду.
На следующий день придумали дойти пешком до пляжа номер. три, что ли. Километров пять пешком в одну сторону. Пляж номер три нам тоже понравился. Во-первых, было достаточно глубоко, чтобы плавать. Во-вторых, здесь есть кораллы и много рыб. В-третьих, мы тут опять одни.
Мы поплавали с маской, погуляли по берегу туда-сюда, повалялись на песочке, а потом муж наступил на рыбу-камень.
Он только вошел в воду и почувствовал, как что-то выскользнуло из-под ноги. Всмотрелся и увидел это серо-коричневое пятнистое существо с глазками. Он его еще раз потрогал ногой, и рыба снова отодвинулась. Муж позвал нас посмотреть, и мы посмотрели. Тогда он воткнул в песок палку — рядом с тем местом, где он видел рыбу, — и пошел плавать.
Когда мы еще раз хотели посмотреть на нее, ее, естественно, уже не было на месте. И надо же, нас это не напугало. И я спокойно пошла в море снова. Хотя я смутно понимала, что рыба-камень является одним из опаснейших морских обитателей.
Я читала и раньше, что на спине этой рыбы (другое ее название — бородавчатка) находятся ядовитые шипы, легко протыкающие обувь. И что укол может быть смертельным, если не оказать медицинскую помощь. А даже и после оказания этой помощи пострадавший долго мучается от болей и повреждения нерва и не может ходить, потому что у него развивается атрофия мышц.
Нам очень повезло, что наша рыба- камень не хотела идти на конфликт. Ну просто очень повезло. Всем.
Мы спокойно провалялись на этом пляже почти до заката. Вечером прибежали местные собаки, и мы немного поиграли с ними. Они нас проводили до дороги и отстали, а один белый пес не отстал. Он трусил рядом со мной и делал вид, что я его хозяйка. Особенно когда мы проходили мимо домов и ферм, откуда непременно выскакивала какая-нибудь шавка, заливаясь злобным лаем. Я думаю, без нас псу не миновать этих многочисленных кордонов. Он нас использовал. Добежал с нами до нашей гостиницы (на другой конец острова), где был встречен довольно дружелюбно. Собака-предательница снова сидела у нас на крыльце, чужака она обнюхала и повиляла хвостиком. Ну мы уже поняли, что она совершенно беспринципная. Наутро у нашего гостя была небольшая стычка с местным кобелем, но вроде до смертоубийства не дошло. Дальше не знаю: за нами приехал тук-тук, чтобы отвезти нас к парому.
Продолжение следует.
Природный каменный мост
Пластиковую посуду использовать нельзя, поэтому чай наливают в стеклянные стаканы
Фотографирование на закате.
ФОТО АВТОРА
***
фото: