Включить форсаж мастерства
Eвгений Иванов, мастер станции техобслуживания областной школы ВОА, считает, что и у человека, и у машины внешность бывает обманчивой. Главное то, что внутри.
Впервые он перебрал двигатель машины, это был ВАЗ 2109, когда ему было 12 лет. Отец держал мастерскую и приучил сыновей копаться в железках. Иногда разрешал порулить, погонять на мотоцикле по полям и проселочным дорогам. Так они в машины и влюбились. Потом, когда окончили школу, отслужили в армии (брат — в автобате, Eвгений — в оперативном батальоне особого назначения), вернулись в родной Петропавловск и решили расширить отцовский гараж. Клиентов становилось все больше, понадобились дополнительные площади, оборудование. Занимались в основном легковыми автомобилями, на механике.
Машины к ним пригоняли разные, в каждой надо было разобраться. Интернета тогда не было, собирали по знакомым книги, инструкции по эксплуатации разных типов автомобилей. Эти брошюрки мало кто читал, чаще они пылились дома или валялись в бардачке. Не каждый водитель берется дотошно изучать технические рекомендации. А они в мастерской штудировали их от корки до корки.
— Устройство у всех машин на механике в принципе одинаковое, — говорит Eвгений. — Анатомия одна, как у человека: руки, ноги, голова… Eсть лишь небольшие различия в зависимости от марки и производителя, да индивидуальные особенности автомобиля. Но внешне все может быть благополучно, а внутри такое наворочено!
По состоянию машины можно составить характеристику ее хозяина. Как он за ней следит, как заботится. Казалось бы, у женщин должен быть полный порядок. Хотя бы в салоне. Ан нет. Чаще всего наоборот, мастера диву даются. Что уж говорить о том, что под капотом…
— Некоторые дамы относятся к машине, как к косметичке, — говорит Eвгений. — Купят и ездят до последнего, пока двигатель не застучит.
Конечно, есть такие мастера СТО, которые, если видят, что перед ними «чайник», могут лишнего насчитать, Eвгений считает, что это неправильно. Лучше предложить: «Давайте сделаем хотя бы минимум, чтобы машина ездила». И дать на будущее рекомендации.
Бывает, что на СТО водители звонят, как в скорую помощь: «Ой, у нас тут что-то не так стучит». Но, как говорят медики, схожие симптомы могут быть при разных заболеваниях, поэтому мастера обычно отшучиваются: «Мы не экстрасенсы, диагноз на расстоянии не ставим». Автомобиль надо осмотреть, чтобы все стало понятно.
— Ремонт машины — дело творческое, — уверен Eвгений. — Каждый день придумываем что-то новое, искать решение чаще всего приходится самим, всего в инструкциях не опишешь. Например, на современных автомобилях при сборке ставят специальные метки. Зажимаются муфты, фиксируется коленвал, распредвалы. Eсли после ремонта такую метку выставишь не так, машина далеко не уедет. А если сделаешь все точно, она первой скажет тебе спасибо. Правильно работающим двигателем. А уж потом и люди с благодарностью говорят: «Мы за вами пойдем хоть на край света. Найдем на любой СТО». Вот такой нам иногда выдают народный диплом.
Техника и оборудование за 23 года, которые Eвгений работает в этой сфере, ушли далеко вперед. Теперь на СТО есть такие возможности, о которых они с отцом и братом даже не мечтали. Гайки, например, раньше затягивали вручную рожковыми ключами, теперь это делается без усилий с помощью пневмопистолета. Новых инструментов много, но больше всего Eвгений мечтает о хорошем диагностическом компьютере, который, как он говорит, позволяет залезть машине в мозги, посмотреть, что у нее болит.
— У машины, как и у человека, все проблемы начинаются с головы, — говорит Eвгений. — Eсли поймешь, что там не так, то потом и в двигатель лезть можно. Пока же приходится действовать по наитию, как подсказывает опыт. Опыт, конечно, инструмент надежный, но хотелось бы поработать и с высокотехнологичным оборудованием. Eсли солдат мечтает стать генералом, а фельдшер — врачом, то и мне хочется включить свой форсаж мастерства. Время того требует.
***
фото: Евгений Иванов на рабочем месте.