Великолепные потомки Барса I
Со времен первого орловского рысака Барса, выведенного во второй половине XVIII века, порода несколько раз оказывалась на грани исчезновения.
На численности поголовья сказались Гражданская война и Великая Отечественная, когда одни лошади служили стране ценою жизни, а до других не было дела — конезаводы бедствовали, теряли представителей породы во время эвакуации. В хрущевские и 90-е годы лошади — в том числе орловские — стали просто неинтересны, потому что основные производственные процессы механизировали. Тратить средства на содержание столь крупных животных считалось нерентабельным. В результате количество маток орловской рысистой породы сократилось в конце прошлого века до 700 голов. На всю страну.
— Более или менее стабилизировать ситуацию удалось исключительно благодаря энтузиастам, — рассказывает Наталья Копылова, начальник производственного отдела Тюменского ипподрома и региональный инспектор Всероссийского научно-исследовательского института коневодства. — Сейчас в стране порядка 2500 маток орловской рысистой породы.
Более пяти десятков орловских кобыл ишимском конном заводе «Орловский фаворит», что по результатам 2018 года признан лучшим племенным конным заводом России по разведению орловских рысаков. Годом ранее он заслужил звание лучшего конезавода нового поколения. Эксперты вынесли свой вердикт на основании оценки экстерьера поголовья и результатов, которые рысаки, появившиеся на свет в ишимском хозяйстве, показывают в состязаниях на ипподромах страны.
К слову, лучшие представители «Орловского фаворита» живут и тренируются на Тюменском ипподроме. Во вторник на них приехала посмотреть заведующая отделом селекции института коневодства, кандидат сельскохозяйственных наук Галина Калинкина.
— Это настоящая удача — получить оценку такого эксперта, — говорит Наталья Валерьевна. — Конечно, наши орловцы регулярно участвуют в чемпионатах по типу и экстерьеру в разных регионах, где их оценивает экспертная комиссия института. Но всех же лошадей не вывезешь. А тут представилась возможность показать каждого представителя породы, которые содержатся у нас. Более тридцати голов.
Наивысшую оценку среди наших орловцев получил жеребец Источник — 3,87 балла. Такой же оценки удостоилась кобыла Жизель.
— Хороший результат, — поясняет Наталья Копылова. — Четырехбальные лошади уже считаются близкими к эталону породы. Вообще же наивысшая по пятибалльной шкале оценка в истории орловского конезаводства — это 4,5 балла. Что касается выходцев конезавода «Орловский фаворит», то Галина Владимировна отметила прогресс: молодняк стал выглядеть гораздо лучше. А значит, работа по сохранению и улучшению показателей породы движется в правильном направлении.
— Что является подтверждением принадлежности лошади к орловской рысистой породе?
— Имена всех представителей этой породы занесены в Государственную племенную книгу. Это около 30 томов в печатном издании плюс электронный реестр. Однако, несмотря на то, что книга регулярно пополняется новыми именами, она считается закрытой. Попасть в реестр могут только потомки тех, кто уже записан в книгу. По большому счету, потомки родоначальника породы Барса I.
— Значит ли это, что Барс I — эталон орловского рысака?
— Барс, действительно, выдающийся представитель породы, потому что первый. Но не эталон. За более чем 240 лет получено много великолепных лошадей, создавших собственные линии и семейства, а также рекордисты, показавшие отличные результаты по резвости. Работа по выведению орловского рысака впоследствии заложила основы формирования зоотехнической науки. На основе накопленного эмпирического опыта сформировались теоретические постулаты, которые диктуют, что необходимо сделать, чтобы на свет появились лошади, соответствующие всем характеристикам породы.
Нюансов масса, но попробую привести самый простой пример работы специалистов, занимающихся профессиональным разведением орловских рысаков. Все начинается с подбора пары, отца и матери. Они должны быть высокого класса, обладать хорошими показателями резвости и иметь отличную оценку по типу и экстерьеру. Учитывается также характер родителей — в производители берут в идеале лошадей добронравных и с устойчивой психикой. Кроме того, существует подбор производителей по происхождению — учитывается сочетаемость представителей различных линий и семейств.
Каким будет жеребенок, во многом зависит и от условий содержания жеребой кобылы, от качества ее питания. Но и после рождения жеребенка работа над показателями породы не останавливается — ему необходим должный уход, а уже с полутора лет профессиональный тренинг. Тренировки формируют мускулатуру, скелет растущей лошади и способность к рысистым размашистым движениям, которые отличают орловцев от лошадей других пород.
— Получается, неопытный заводчик может загубить породу, даже если жеребенок был рожден от именитых родителей?
— Да. И таких случаев немало, поэтому руководители конезаводов, которые дорожат своей репутацией, с большим трепетом относятся к тому, в чьи руки продают лошадей. Ведь имя этих лошадей навсегда связано с заводом.
— Какое, на ваш взгляд, будущее у орловского рысака?
— Сложно сказать. Сохранением этой породы по-прежнему занимаются энтузиасты, вкладывая в это уйму сил, времени и средств. Все племенные заводы — частные, поголовье не регулируется государством. Хотя представить страну без орловского рысака невозможно, он наша визитная карточка. Посмотрите, как красивы эти лошади!
Даже эксперты, которые за долгие годы работы повидали сотни орловцев, иной раз не могут налюбоваться самыми яркими представителями. Осмотр наших рысаков длился около четырех часов. По словам Галины Калинкиной, если бы могла, потратила на это еще больше времени, потому что чем дольше смотришь на орловца, тем больше достоинств в нем находишь.
***
фото: Жизель;Источник.