В науку со школьной скамьи
Более 160 млрд рублей выделят из областного бюджета на реализацию госпрограммы развития образования и науки в 2019-2025 годах. Из них 836 млн. рублей — на работу с одаренными детьми.
В советские времена считалось, что главное в системе школьного обучения дать общее образование, стандартное для всех. Любимчики учителей и особо способные ученики и тогда в классах были, но возможностей проявить себя на всероссийском уровне у них было немного. Только потом, после окончания школы. Теперь испытать себя как минимум на уровне городской олимпиады можно хоть в первом классе. А ближе к середине и концу обучения количество таких возможностей возрастает в геометрической прогрессии.
В тюменских школах активно применяется практика углубленной подготовки по индивидуальным образовательным программам, которые составляют благодаря взаимодействию школ с преподавателями вузов, творческими коллективами, представителями инновационных предприятий. Внедряются новые форматы обучения — многопрофильные смены, очно-заочные школы, открываются центры олимпиадной подготовки. В вузах созданы специальные школы для одаренных, в том числе Фаблаб и центр «Новое поколение» в ТюмГУ, Школа инженерного резерва в ТИУ.
Тюменская область наращивает участие в реализации федеральных и международных проектов. Продолжается технологическое обновление школ, создаются развивающие центры — кванториумы, айти- и роболабы, коворкинг-центры, детские технопарки и центры молодежного инновационного творчества. В некоторых школах открыты профильные корпоративные классы ведущих компаний (Роснефть, Сибур, Новатэк).
Победители тюменских региональных конкурсов и олимпиад получают путевки во всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус». Начиная с 2015 года на профильных сменах в Сочи побывали 240 юных тюменцев (этим летом — 12). Так, в июле Илья Султанов из гимназии N 49 и Антон Вундер из абатской школы N 2 представили в «Сириусе» проекты по развитию современной энергетики. Они создали прибор, который может накапливать и преобразовывать энергию движения человека в электрическую. Ребята планируют, что их изобретение в перспективе даст возможность заряжать на ходу любой гаджет.
В «Нанотехнологиях» проекты к финальной защите представили Александр Банков и Дарья Учанова из областной физико-математической школы. Их товарищи по школе Савелий Кауртаев и Владимир Редченко отличились в направлении «Новые материалы». Проекты Юлии Кирьяновой из тобольской школы N 9 и Данила Тимергалиева из гимназии N 49 стали лучшими в программе «Освоение Арктики и мирового океана». Тему, связанную с нейротехнологиями, выбрала Анна Леконцева из гимназии N 21. В когнитивных исследованиях заметным стал доклад Эльмиры Набиевой из школы N 88, а в исследованиях по генетике и прогностической медицине отметили проект Ивана Рязанцева из гимназии N 16.
К тому, сколько внимания сейчас уделяется работе с одаренными детьми, можно относиться по-разному. Кому-то кажется, что важнее обеспечить высокий уровень образования для всех, а не выделять кого-то особенно. Кто-то считает, что и этих усилий по выявлению и развитию одаренности у школьников недостаточно. И та, и другая точки зрения имеют право на существование. Неоспоримо одно: от того, сколько мы сегодня вкладываем в развитие и образование своих детей (как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятой семьи), во многом зависит то, как мы будем жить завтра.
И это не просто призывы и лозунги. Согласно статистике, в России доля «экономики знаний» в ВВП составляет пока только 14 процентов (в Eвропе, например, — 30, в США — 40). Нам есть к чему стремиться.