Очаровательный хип-хоп
То, что рэп сейчас на пике популярности, — факт неоспоримый. И несколько обескураживающий. Казалось бы, где мы, россияне, и где городские кварталы индустриальной Америки?
Однако имеем то, что имеем. В Тюмени третий год подряд проходит хип-хоп фестиваль «Freemusic», и география его расширяется. Нынче к нам приехали рэперы из Югры, Eкатеринбурга и Москвы. Рэпер ЦГМ (aka Петр Гомонов) родом из Тюмени, но теперь живет и записывается в столице. Один из его хитов, например, посвящен тюменским цыганам.
Внимания рэп-культуре уделяется очень много. Вокруг нее постоянно вспыхивают споры. Недавно тюменский родительский комитет призывал запретить выступление рэпера Фейса. Я же решила проверить, так ли страшны рэперы на самом деле. И погрузилась в самый центр тюменской рэп-культуры — в эту субботу на набережной прошел хип-хоп фестиваль.- Мы недаром называемся фестивалем хип-хоп культуры, ребята, поэтому со сцены не материмся, — с самого начала предупреждает ведущий «Freemusic 3.0». — Ведем себя культурно!
Я верчу головой, оценивая собравшуюся публику. В основном молодежь, похоже, школьного возраста. Кто-то робко пританцовывает, кто-то иногда задирает руку и ритмично качает ею. Но, как только я навожу камеру, рука тут же исчезает в толпе, а ее хозяин прячется за спинами друзей. У железной бочки, выкрашенной в черный цвет, стоит бабушка и немного покачивается под ритм, звучащий со сцены.
— Как вам? — спрашиваю я у нее.
— Отлично, — улыбается она. — Ребята под музыку стихи читают. Молодцы. Правда не у всех понятно получается, зато бодренько так, позитивно.
На сцену выпрыгивает новый исполнитель с каким-то очередным непроизносимым никнеймом. Он в шутку кричит:
— Привет всем нигерам этого района!
В ответ слышится смех. Но в судейской коллегии фестиваля сидит африканец из Ганы и изумленно приподнимает бровь. Рэпер на сцене немного тушуется и виновато откашливается.
Да, не этого я ожидала от музыкального движения, которое позиционирует себя дерзким и едва ли не подпольным. Изумляют и выбранные темы: помимо нищеты и социальной несправедливости, рэперы рассуждают о любви, о философии, о судьбе родины и даже о боге.
Но самое главное в российской рэп-среде — самоирония. Это правило работает даже на большой сцене, не говоря уже о малой. Публику привел в восторг двенадцатилетний рэпер Никита Фирсов по прозвищу XSPanda. Он прочитал забавный текст про себя и свою школьную братву, которая шалит совершенно невинно: например, запивает молоком шоколадку «Milky Way». Трек получился зажигательным, и застенчивые зрители начинают подпевать. Как только Никита спускается со сцены, я его спрашиваю:
— Расскажи, как ты решил стать рэпером?
— Здравствуйте, — вежливо отвечает мне мальчик. — Да вот сидел как-то у бабушки на даче, делать было нечего, скука. Я подумал: полстраны нынче рэперов, чего бы не попробовать?
— А родители как отреагировали?
— Бабушка до сих пор не знает. Когда спрашивает у меня, что это я там пишу у себя в листочках, я говорю: «Ба, это по школе!» А вот мама сразу обрадовалась, говорит: «Давай, Никита, деньги зарабатывай».
Конечно, Никита шутит. Как минимум бабушка точно в курсе его деятельности, ведь он даже снялся в программе «Лучше всех!» на Первом канале. И записал настоящий рэп-баттл с Максимом Галкиным. Петр Гомонов заверил меня, что новый трек Никиты — настоящий хит и ему обязательно нужно записать его вместе с профессиональным лейблом. И именно Никита был признан лучшим исполнителем тюменского рэп-фестиваля.
А я поймала себя на мысли, что давно не была на таких умилительных мероприятиях. Но чем страшен рэп — так и не разгадала. Впрочем, может, родительским комитетам виднее?
***
фото: Никита Фирсов;Рэп тесно связан с любовью к рискованным трюкам.