Бросить все и уехать в…
Представьте себе, что вы бросили все дела и проблемы, уселись в старенькую «Ниву» с двумя прекрасными оболтусами на переднем сиденье. Они неожиданно выдернули вас из рутины требовательным: «Поехали, будет весело!»
И теперь вы молодые, свободные и счастливые едете на этом драндулете куда-то навстречу жизни.
Некоторые, возможно, подзабыли каково это — бросать все на свете и ехать куда глаза глядят. А многие никогда и не рисковали заниматься подобными глупостями. В таком случае срочно идем на спектакль «Гудбай, Берлин!»
Этому проекту нет аналогов в России, — обещает нам союз тюменских театральных организаций: «Космос», театр «Ангажемент» и театр «Уют». Спектакль поставлен по пьесе Вольфганга Херрндорфа и Роберта Коаля «Чик. Гудбай, Берлин!». В произведении главный герой по имени Майк вместе со своим случайным спутником Чиком путешествуют на «ниве» по пригороду Берлина.
— По аналогии с этой историей мы решили, что зритель в буквальном смысле должен пройти этот путь вместе с актерами, — рассказывает Никита Герасимов, продюсер и актер проекта.
И вот прямо из «Ангажемента» мы, зрители, выходим из здания вслед за героями. Чик, то есть Андрей Чичиков (актер Никита Герасимов), — подросток из семьи неблагополучных русских иммигрантов, уговаривает спокойного и боязливого Майка (Виталий Криницин) прокатиться с ним в машине по городу. В нее устанавливают камеру — Майк мечтает снимать созерцательные видео о жизни. С этой камеры и будет вестись прямая трансляция, которую мы увидим на экранах в автобусе, на котором мы преследуем главных героев.
Режиссеру удалось создать ощущение, будто мы едем на заднем сиденье машины Чика и Майка. Мы видим те же пейзажи, что комментируют актеры, замечаем людей, у которых они спрашивают дорогу.
Eсли вы путешествовали, то знаете: сколь бы хорош ни был план, в него обязательно что-нибудь вмешается. Но в этом спектакле даже помехи будто бы были задуманы заранее.
Взять хотя бы любовную сцену на озере (где актеры, к которым присоединилась девушка, купались, а мы завистливо пеклись на солнышке). Неожиданно в романтическую обстановку врываются парни на цветных парашютах с пропеллерами — эта штука называется аэрошют. Они сворачивают откуда-то издалека, чтобы пролететь прямо над нашими головами и помахать нам рукой. Зрелище незабываемое.
Eще лучше, когда мы на автобусе попадаем в небольшую пробку: на дороге произошла авария, и из- за нее мы теряем главных героев из виду. А за поворотом нас останавливает Майк с окровавленной щекой. Просит у водителя автобуса подбросить до Берлина, говорит, попал в аварию и машину эвакуировали полицейские. О том, не подстроили ли они все это, я шутливо спрашиваю у режиссера.
— Каждое наше путешествие будто подыгрывает сюжету. В сцене, где мы рассказываем семье, приглашающей нас на пикник, что мы — участники велосипедного парада, в прошлый раз нам встретилась группа настоящих велосипедистов, — рассказывает Никита Герасимов. — Получилось, будто мы не по тексту работаем, а сочиняем на ходу.
Хотя актеры, выходящие со сцены в реальность, очень рискуют. Театр в какой-то степени допускает преувеличение, образ и игру, которые в реальности будут бросаться в глаза. Вот и в сцене, где на героев выходит старый мужчина — бывший солдат, отчаявшийся и морально растоптанный, неожиданно после его монолога прозвучали аплодисменты. Впервые за все время мы вернулись к ощущению театра и, конечно, отдали должное мастерству актера. Но хорошо ли это в данном спектакле? На мой взгляд, нет. Хотя эта сцена очень важна, очень трогательна и вполне понятна не только там, в Германии, но и здесь.
Но в целом это путешествие удалось. Вместе с героями, которые по дороге рассуждают как о глупом, так и о важном, мы задумываемся о жизни и любви. А еще убеждаемся — иногда стоит бросить все и поехать навстречу жизни. Просто чтобы ее не упустить.
Следующий спектакль-путешествие покажут в конце лета. Поехали?