Услышать людей или проложить дорогу?
Жители поселков Комарово, Патрушево и Ожогино требуют пересмотреть проект строительства дорожной развязки «Обход деревни Ожогино».
Когда я впервые услышала, что комаровцы собирают подписи против строительства этой развязки, отнеслась к их инициативе скептически. Ну что такое 500 подписей, которые они собрали? Против завышенных (на взгляд активистов) тарифов на вывоз ТКО, например, подписались более 2000 горожан, а толку получилось на три рубля — на столько тюменцам в результате снизили ежемесячную плату. Не получится ли и здесь та же история?
Отношение к общественным протестам у нас еще во многом советское, по принципу — их не должно быть. Поэтому для кого-нибудь из чиновников каждый раз становится открытием, что у людей может быть своя точка зрения. Что подтверждают не только недавние события в Eкатеринбурге, но и общественные слушания по экологической экспертизе проекта дорожной развязки «Обход деревни Ожогино», которые на прошлой неделе состоялись в Главном управлении строительства автодорог Тюменской области.
К тому, что на слушания придет так много заинтересованных лиц, организаторы оказались не готовы. Для встречи выделили небольшой кабинет, но народ все подходил и подходил. Пришлось перебазироваться в коридор. Но и он не вместил всех желающих. Большинству пришлось все три часа (столько длились слушания) стоять. Плотная толпа, духота. Выступающих в общем гуле почти не слышно.
Организаторы оправдывались: «Не предполагалось, что будет такое количество участников».
— Перенесите слушания на другое время, в другое место, — звучали реплики. — Это не условия для обсуждения.
Однако оказалось, что перенос невозможен. 26 июля — последний день, когда можно проводить общественные слушания по экологической экспертизе проекта.
— Что ж, давайте потерпим, — сказала одна из женщин. — Иначе если разойдемся, все решат без нас.
Андрей Чистяков, заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области, пояснил, что цель этих слушаний — обсуждение экологической части проекта строительства автодороги. И только. Никакие решения по реализации самого проекта приниматься не будут. Голосования тоже не предусмотрено. Задача — получить обратную связь.
Но это только на бумаге легко разделить сам проект развязки и его экологическую составляющую. Для людей эти вещи взаимосвязаны. Eсли строительство нарушит экологию, а ежедневную жизнь в родных поселках сделает невыносимой — зачем оно нужно? Это для остальных горожан развязка «Объезд деревни Ожогино» — лишь одна из автомагистралей. Но те, кто будет жить рядом с ней буквально в двух шагах, относятся к этому строительству совсем иначе. Поэтому и обсуждение, казалось бы, формального вопроса, вызвало такую тревогу у жителей поселков.
— В Патрушево и Комарово высокий уровень грунтовых вод. Eсли построите тут развязку, то заболотите территорию. Деревья в роще Тополя, памятнике природы регионального значения, и вырубать будет не надо, они вымокнут и вымрут. Без грамотного водоотведения эта дорога нас убьет, — пессимистично высказалась жительница Патрушево.
Максим Вихров, представитель проектного института Санкт-Петербурга, заверил, что система водосбора детально рассчитана, что построят ливневку, выведут стоки в коллектор, в городские очистные сооружения. Но обстановка накалялась, и его уже никто не слушал.
— Птички, природа — это хорошо, но если поднимется уровень грунтовых вод, поплывут туалеты в частных домах, до эпидемий недалеко, — резко высказалась Марина Носова из Патрушево.
Выступления участников слушаний были не только эмоциональными. Они хорошо подготовились, приводили доводы, подкрепляли их ссылками на региональное и федеральное законодательство, цитировали слова президента РФ Владимира Путина. Так, Александр Ручкин, один из жителей поселка Комарово, назвал грубейшим нарушением законодательства, что проект строительства автодороги не предусматривает альтернативных вариантов, отметил, что развязка спроектирована так, что транспорт на одном из съездов будет скапливаться в узком горлышке улицы Спасской. Сама эта улочка с однополосным движением превратится в оживленную магистраль, а соседние улицы из двухполосных превратятся в шестиполосные. Одно- и двухэтажные жилые дома, расположенные вдоль дороги, придется отгораживать от трассы семиметровыми шумоизоляционными экранами. Что это будет за жизнь?
Сказали свое слово и автомобилисты. Один из выступающих доказывал, что развязка спроектирована неоптимально, что она не решит проблемы выезда из растущих микрорайонов «Тюменской слободы», создаст еще большие пробки на дорогах. Так, уже сейчас трафик через Комарово, по замерам местных жителей, составляет около 20 тысяч автомобилей в сутки, а после того, как заселятся микрорайоны «Тюменской слободы», может возрасти в разы.
— Проект не учитывает социальные последствия строительства развязки, — выступая от имени жителей поселка Комарово, подчеркнул Александр Ручкин. — Мы предлагаем его пересмотреть, внести изменения в генплан и найти новое место для строительства.
Чиновникам и представителям проектной организации становилось все сложнее вести слушания. Ответы «мы вас услышали», «мы внесем ваши слова в протокол» разгоряченных людей не успокаивали. Участники слушаний настояли на том, чтобы все их 12 предложений внесли в проект резолюции по публичным слушаниям. Они говорят: мы не отступим.
А вчера стало известно, что жители поселков Комарово, Патрушево и Ожогино, объединившись, направили свои возражения и замечания по поводу строительства развязки в приемную президента РФ и Минстрой.
***
фото: Идут общественные слушания.