Вождение без предрассудков
Говорят, что уже каждый второй водитель — представительница прекрасного пола.
Правда, некоторые мужчины по- прежнему намекают, что женщины с автомобилями не дружат. Только статистика с их высокомерием не согласна, она говорит, что мастерство вождения от пола и возраста не зависит. В этом много раз на практике убеждалась и Анжела Паршакова, единственная в тюменском ВОА женщина-инструктор по вождению.
Стаж работы по специальности у нее пока небольшой — полтора года. Да и водительский стаж — только пять лет.
— Но эти пять лет я каждый день за рулем, — говорит Анжела. — Как сдала экзамены, права ни дня не лежали у меня в тумбочке, я сразу начала ездить. Eжедневно, с полной выкладкой. Не каждый таксист за смену столько километров наматывает.
Водить машину было мечтой ее детства. Сверстницы играли в куклы, она — в машинки. Вот только по-настоящему порулить никак не получалось. Автомобиля в семье не было, отец предпочитал ходить пешком. Поэтому, когда купила первый автомобиль, ликовала! Садилась за руль каждый день — для удовольствия. Быть инструктором тогда и не планировала. Пошла учиться на дизайнера. Но работать по специальности, где требуется умение подолгу трудиться за компьютером, не захотела. Eй хотелось движения и драйва.
— Инструктором по вождению стала случайно, — рассказывает Анжела. — Искала работу, увидела вакансию, решила — почему бы не попробовать? Общаться с людьми, быть учителем мне нравится. Машину тоже знаю хорошо. Люблю, чтоб один день не был похож на другой, чтобы все время — как на передовой, чтобы самой контролировать ситуацию и принимать решения.
Говорят, не каждый олимпийский чемпион может стать хорошим тренером, а тем более, не каждый хороший водитель — хорошим инструктором. Необходима педагогическая жилка. Хотя, казалось бы, что тут такого — рассказать, как выполнить упражнения по вождению? Сверхспособностей для этого не надо. Некоторые инструкторы даже диктуют шпаргалки своим ученикам: два поворота руля вправо, три влево… Зазубрить так можно, но понять суть маневра — вряд ли.
— К каждому ученику надо найти подход, — убеждена Анжела. — Одни сразу понимают, как идет машина, куда надо рулить, другим необходимо время. Кому-то надо нарисовать схему движения. Кто-то не может почувствовать габариты машины, приходится придумывать, как решить эту проблему. Бывают ученики активные, любопытные, задающие множество вопросов, бывают — зажатые. А достучаться хочется до каждого. Тем более что перед тобой не дети — взрослые люди, каждый со своими страхами.
Гендерный вопрос в работе Анжелы все-таки присутствует. Но не потому, что девушкам все надо объяснять как-то по-особенному. Просто некоторым из них комфортнее, если инструктор — тоже девушка.
— Eсть миф, что женщины тупят за рулем, — улыбаясь, говорит Анжела. — Не согласна, тупить могут все. Ошибки — не приговор и не диагноз. И все поддаются обучению. Eсть даже такая шутка: женщины тупят по чуть-чуть, а мужчины, если уж тупят, то глобально. И не признают своих ошибок, пока основательно не помнут крыло или бампер. Девушки все-таки водят более аккуратно.
Eще один миф — людям в возрасте учиться вождению сложнее. С этим Анжела готова поспорить тоже. Она считает, что те, кто постарше, просто больше волнуются, их захлестывают эмоции. Но как только они со страхами справляются, все у них получается.
— Недавно, например, у меня обучалась одна дама, нейрохирург по профессии, — вспоминает Анжела. — Она уже не оперирует, но внимательность, собранность — ее профессиональные качества. Казалось бы, ей-то что волноваться, какие у нее могут быть проблемы с обучением? Но вначале она очень нервничала, переживала из-за ошибок, а потом взяла себя в руки. Теперь легко и с удовольствием водит машину, возит внуков. Так что у нас есть такая шутка: «ВОА все возрасты покорны».
Как долго Анжела планирует работать инструктором, она еще не определилась. Говорит, что в мире профессий много интересного. И пока есть возможность пробовать себя в новом качестве — будет экспериментировать. А пока ей очень нравится радоваться успехам своих учеников.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Анжела Паршакова.