X

  • 14 Июнь
  • 2024 года
  • № 63
  • 5562

Инструкция по борьбе со страхом

Психологические расстройства стоят на четырех китах: несовершенстве мира, одиночестве, страхе конечности жизни и отсутствии глобального смысла. Они нарушают гармонию нашей повседневности. Но эту гармонию можно восстановить. И здесь на помощь придет… искусство.

Страх конечности жизни

Вместо запланированной в субботу лекции об архитектуре я попадаю в толпу людей, спасающихся от пожара. Он происходит в двух шагах от места мероприятия — в офисной многоэтажке N 47 на улице Хохрякова. Лекцию отменяют. Некоторые прохожие даже не понимают, что происходит. Мальчишка подбегает к пожарной машине и просит дотронуться до пожарного рукава. Женщина в очках все повторяет: «У нас там архивы!» За машиной, опустившись на колени, стоит мужчина в сильно потрепанной пожарной спецовке, лицо его в саже, он тяжело дышит. А неподалеку растерянная девушка обнимает себя руками, на вопросы не отвечает и, кажется, даже их не слышит…

Об этом случае я невольно вспоминаю в тот же день в книжном магазине «Никто не спит». Дарья Новикова, его руководитель, организует просмотры документального кино. В зрительном зале (небольшом кабинете за стенкой от книжного) отчетливо пахнет костром. Я осматриваюсь и вижу коробки с обгоревшими книгами о деревянной резьбе Тюмени Вадима Шитова, почетного гражданина и хранителя традиций деревянного зодчества. Все деньги от продажи этих книг будут потрачены на ликвидацию последствий пожара в мастерской Шитовых.

— Сегодня мы посмотрим необычное документальное кино «Церемония» о крематории в Новосибирске — лучшем в России. Eго сняла Eлена Ласкари. Она приезжала в Тюмень, чтобы показать фильм, — рассказывает Дарья. — На самом деле он не о грустном.

Я в шоке от выбранной темы. Но фильм неожиданно мне нравится. Он не только об организации крематория (есть даже музей смерти, где о ней говорят как о явлении в истории), но и о глобальном. О том, как наши страхи и равнодушие порождают настоящий ад на земле. В больницах и домах престарелых, где люди доживают последние дни, в тюрьмах с нечеловеческими условиями и в домах ритуальных услуг — тоже. Часто мы не хотим об этом даже думать. А в стороне от широкой общественности происходит… разное. Но главный герой фильма идет страху навстречу, пытаясь его разоблачить.

«Люди, которые обращаются ко мне, — моя паства, я должен о них позаботиться», — говорит директор крематория. И он действительно делает многое, чтобы помочь людям в горе. Иногда это получается неожиданным образом.

— Eлена Ласкари рассказала мне забавную историю, которая произошла уже после съемок фильма. Директор крематория хотел купить лошадей для прощальных церемоний. Он обратился в организацию, но вместо лошадей ему предложили взять верблюда. Бесплатно, — рассказывает Дарья Новикова. — Он им сказал: «Вы сумасшедшие?» Они отвечают: «Тогда нам придется его убить, девать все равно некуда». Директор взял. Организовал для него вольер у здания. Верблюда приходит кормить женщина, говорит, что после церемонии прощания появление экзотического животного для нее было шоком. Но это невероятным образом помогло ей пережить горе. Теперь она приходит с ним общаться — тоже своего рода психотерапия.

Пересмотреть отношение к ритуальному делу пытаются и в Тюмени. На этой встрече в «Никто не спит» зрителям рассказали о проекте аудиогида по Текутьевскому некрополю. Он будет рассказывать о людях, там захороненных, — купцах, героях войны и т.д. Таким образом сохраняя память о них и привлекая внимание к состоянию некрополя.

Не быть одиноким

В школе танго «Almagro» на Минской, 65 каждое воскресенье — бесплатные тренировки. Все желающие готовятся к большому танцевальному флешмобу, который состоится в середине августа.

«Almagro» — это название района в Буэнос-Айресе, в нем когда-то жила Анастасия Сенюкова, руководитель школы. Ночью там звучит музыка, проходят милонги (вечера танго) и стоит жара. Об этом Анастасия вспоминает мечтательно, а я в который раз убеждаюсь в правдивости присказки: «Как вы лодку назовете…» В помещении школы тоже стоит жара, звучат мелодии танго и непрерывно танцуют пары. Чем не Аргентина?

К слову, девушкам во время тренировки советуют закрыть уши, потому что в танго ведет партнер. Так считается. Хотя Анастасия может с этим поспорить.

— От девушки в танце тоже требуется многое. Но худшее, что она может сделать — попытаться все контролировать. Танго — это равноправное партнерство. Мужчина лишь предлагает, а женщина отвечает, — рассказывает Анастасия.

По мнению Насти, и у мужчин в танго — свои проблемы. За время преподавания она поняла, что мужчины часто не знают, чего хотят. И это незнание проявляется в танце. «Eсли вы не уверены, куда именно хотите повести девушку и что вообще хотите делать, — она уж точно сама об этом не догадается и не сможет расслабиться», — говорит Анастасия.

Она рассказывает, что хотя молодежь танцам обучается легче и быстрее, ее любимые ученики — те, что уже в возрасте.

— Они приходят со своим жизненным опытом. Женщины часто разведенные или не первый раз в браке. Мужчины тоже со своим багажом. Но когда они начинают чувствовать себя свободно, в их танце появляется особенный характер, которого нет у молодых. Вот уже год у меня занимается мужчина под пятьдесят — и он один из самых успешных моих учеников, побеждает в конкурсах.

В общем, в танго, как в отношениях: с возрастом влюбиться труднее, но и чувства от этого особенные.

А по пятницам в «Almagro» проходят открытые уроки. Приходят новички и опытные танцоры. Кто-то танцует без перерыва, кто-то пьет чай с печеньем и общается. Но одиночеством здесь и не пахнет.

Несовершенство мира

Долго воображать себя в Аргентине мне не удается: у погоды другие планы. По небу плывет черная туча. Резко темнеет. Я бегу к площади 400-летия Тюмени в уверенности, что открытый кинопоказ от «Теле2» отменят. Но оказалось, что перед уличным шатром уже собрались люди. Поэтому ребята в фирменных футболках компании экстренно раскидали кресла-мешки и запустили всех под крышу — лишь бы успеть до начала дождя. В какой-то момент у шатра просто обрывает одну из стен, и организаторы растягивают ее вручную и держат, чтобы защитить зрителей. Кто-то в это время спасает от воды технику. Но кино, несмотря ни на что, показывают.

Это фильм «Власть» Адама МакКея. О Дике Чейни, бывшем министре обороны США и одной из ключевых фигур в организации войны в Ираке. Неудивительно, что сыгравший главную роль Кристиан Бэйл, получая призовую статуэтку на вручении «Золотых глобусов», не постеснялся сказать спасибо за вдохновение… сатане.

Сам режиссер начинает картину с фразы: «В эпоху, когда мы работаем все больше, а зарабатываем все меньше, мы не находим время увидеть что-то дальше того, что стоит прямо перед нами. И не удивительно, что мы не заметили, как Дик Чейни попал во власть». А заканчивает обращением самого Дика Чейни к зрителям: «Вы предпочитаете не признавать, что в этом мире есть монстры, и живете в удобной иллюзии…» Он, конечно, говорит о террористах, которых, якобы, уничтожали в Ираке. Но получается будто бы о себе. Так МакКей намекает зрителям, что несовершенство мира — и наша ответственность. И если мы хотим, чтобы монстры не имели власти, нужно признавать их существование. Не лениться думать и анализировать.

От себя я бы добавила: и носить с собой дождевики. Это тоже в какой-то степени помогает бороться с несовершенством мира.

.Ну, а последний кит — отсутствие глобального смысла. Трудно сказать, как его победить. Но если вдруг все показалось вам бессмысленным, возможно, стоит посетить какое-нибудь культурное мероприятие. Или просто выйти из дома. Мало ли, где и какой верблюд вас ожидает.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Анастасия Сенюкова учит философии танго;Александр не пропустил ни одного занятия и вам советует;Спасает зрителей от дождя.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта