Сжечь нельзя проверить
Помните это видео, облетевшее интернет? Представитель Россельхознадзора зачитывает приговор сыру перед тем, как бросить его в огонь. Действие драматичное. Некоторые даже шутили, что чиновники нарушили закон — не предоставили переводчика иностранному сыру.
Шутки шутками, а законопроект 2014 года, предусматривающий уничтожение «санкционной еды», давно вызывает возмущение в обществе. Некоторые эксперты высказались, что это противоречит нашему менталитету. Будто бы нас с детства учили беречь и не выбрасывать еду, потому нам вдвое тяжелее смотреть, как бульдозер давит тонны продуктов. Другие связали это с демонстрацией силы — правительство, мол, показывает, что «плевать мы хотели на их санкции». В интернете это экспрессивно комментируют: «Пока пенсионеры голодают, мы сжигаем продукты».
Помимо эмоциональных оценок есть и вполне рациональные. После введения ответных санкций слишком много импортных продуктов попадало под статью о контрабанде. Чтобы удержать этот мощный поток — ужесточили закон. Раньше «контрабандисту» просто возвращали товар и разворачивали на границе, теперь же привозить продукты в Россию в обход закона — значит потерять их. Представители Россельхознадзора утверждают, что эта мера доказала свою эффективность. При этом за пять лет было уничтожено уже 985 тонн продуктов — чаще всего мяса, овощей и фруктов.
Понятно, что инициатива Роспотребнадзора — запретить уничтожать изымаемые, но пригодные для потребления продукты, быстро облетела СМИ. Многие ей обрадовались, но почти мгновенно нашлись критики. В числе первых выступили представители Россельхознадзора (именно они чаще всего уничтожают санкционную еду), заявившие, что законопроект не продуман и влечет за собой огромные риски.
Чем каждая сторона аргументирует свою позицию? И возможно ли не уничтожать, а распределять продукты или хотя бы использовать их в биоэнергетике, в качестве корма для животных, для производства компоста?
Противники законопроекта о запрете уничтожать еду в первую очередь говорят о безопасности. Продукты, привезенные контрабандой, по их словам, невозможно проверить: как и где они выращивались, что именно в себе содержат и можно ли их употреблять в пищу? Ко всему прочему, ссылаются на международную практику.
Это правда, еду уничтожают во всем мире. И ту, что признана контрабандой, и по другим причинам. Например, только несколько лет назад в EС отменили закон о том, насколько кривым может быть огурец в соответствии со стандартом качества. Похожий закон касался и томатов, только у них замеряли яркость красного цвета. Так тонны сельскохозяйственной продукции оказывались на помойке из-за визуального несовершенства. Eще одна проблема касается перенасыщенности масс-маркетов — еду из больших сетевых магазинов ежедневно выбрасывали в огромных количествах. И хотя теперь в EС смягчили фермерские законы, а также обязали сетевые магазины раздавать еду с истекающим сроком годности, проблема бесполезного уничтожения продуктов остается.
На самом деле инициатива Роспотребнадзора не была такой уж внезапной и непродуманной, как о ней отозвались специалисты Россельхознадзора. Она вполне соответствует международному тренду, который регулярно озвучивается как ООН, так и другими организациями. По данным ученых, первая и наиболее вероятная экологическая катастрофа — истощение плодородных земель. В условиях современного рынка от сельского хозяйства требуется гиперпроизводство. И главное, что человечество истощает земли без надобности — половина выращенных продуктов уничтожается или портится. Исправить эту ситуацию действительно непросто. Но решать эти сложные задачи все-таки необходимо.
К слову, возмущение Россельхознадзора можно понять еще и по другой причине. Лабораторная проверка санкционных продуктов теоретически должна лечь именно на плечи этой организации. Это, безусловно, требует куда больших затрат и ресурсов, чем простое сжигание сыра. Даже если нанять сыру переводчика.