X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Трудности и радости кинематографа

Помните слова О’Генри из рассказа «Деловые люди»: «Но в действительности мало кто из нас знает истинную жизнь служителей Мельпомены. Знали бы, так, наверное, валили бы в актеры еще гуще, чем валят сейчас»?

Как это похоже на правду! На выходных мне удалось с головой погрузиться во взбалмошный, нервный и сложный мир кинематографа в проекте «Снять за 72 часа». Но к какому бы участнику съемочного процесса я ни подходила — каждый, даже немного стыдясь своей удачи, признавался, что именно он — самый счастливый человек на свете.

— В кино работают исключительно ненормальные люди, — говорит Олег Хорошавин, оператор фильма «Я худею». — Нормальные люди хотят жить — гулять с друзьями, проводить время с семьей, просто иметь возможность поспать. Киношники же работают по 12 часов (это если без переработок, но без них не бывает) шесть дней в неделю. И кайфуют от этого.

Аудитория проекта «Снять за 72 часа» смеется. Все здесь по-своему ненормальные и не отрицают этого. Ребята приехали в Тюмень со всей России (некоторые несколько дней добирались автостопом), чтобы собрать команду, снять и смонтировать короткометражное кино за трое суток. Всего 150 участников. Организаторы предлагают им защитить идею своего фильма и смету, выиграть за это виртуальные деньги и арендовать на них аппаратуру и актеров. Сроки даются почти нереальные, а результат тем не менее должен быть достойным. Ведь кино отсмотрит эксперт «Кинотавра». На вопрос: зачем вам это все? Мотаться издалека в Тюмень, снимать в экстремальных временных рамках? — участники отвечают с разной степенью экспрессии, но, по сути, почти одинаково:

— Потому что мы обожаем кино.

Помимо практики на проекте молодым киносоздателям читают теорию. Полуторачасовые мастер- классы провели молодые профессионалы из Москвы и Санкт-Петербурга: операторы, режиссеры, актеры, сценаристы… Дали советы, рассказали о трендах и проблемах своей сферы.

Какое кино сегодня стоит снимать?

У разных экспертов свой взгляд. Например, титулованный оператор Генрих Медер считает, что на главную сцену кинематографа вырвалось «неистовое поколение», которое хотелось бы перевоспитать.

— На мой взгляд, если вы хотите снимать кино, даже в качестве оператора, в первую очередь нужны три вещи. Первая — знание и понимание драматургии, изучение ее принципов. Надо всегда знать, о чем вы снимаете. Ваша задача помочь режиссеру донести его идею, а не отснять красивую картинку. Вторая вещь — это вкус. Eго нужно воспитывать. Не копировать запад, не копировать восток, а делать что-то уникальное, свое. А вкус прививается, когда смотришь хорошие работы. И третье, может быть, неожиданное. Важно воспитывать себя как человека. Моральные принципы и ценности, пусть я буду звучать занудно, важны в работе, — говорит Генрих.

Схожего мнения придерживается режиссер фильма «Салют-7» Клим Шипенко. Для него кино — это «немного стыдно, все равно, что дневник показывать». Режиссер считает, что, так или иначе, кино — это личные взгляды, убеждения и жизненный опыт. И для хорошего кино нужно быть неплохим человеком. Но некоторые кинодеятели обошлись без всякого моралите. Сценарист фильма «Время первых» и сериала «Мажор» (на самом деле, целого списка сериалов) Сергей Калужанов признался:

— Продюсеры пытаются оседлать тренды. Eсли вы принесете сценарий, например, военного или спортивного фильма — его купят с куда большей вероятностью. К сожалению, протолкнуть оригинальную тему и сценарий будет не так просто.

А что смотреть?

Российские тренды — это спорт, история и война. А ужастики стабильно в прокате проваливаются. Эксперты утверждают, что дело не только в их качестве, но и в нашем менталитете.

— На западе был Эдгар По, есть великолепный Стивен Кинг. А что есть у нас? Николай Гоголь, вот и все, — рассказывает Андрей Апостолов, сценарист. — Неудивительно, что единственный российский хоррор, не провалившийся у нас в прокате, как раз о Гоголе. И некоторые наши ужастики более успешны за границей, чем на родной земле.

Но попытка оседлать тренды и загонять их до тех пор, пока они не умрут — не только наша проблема. Взять хотя бы Голливуд и бесконечные подростковые фильмы о супергероях. Актеры кинолент стареют. Роберт Дауни-младший, сыгравший Железного человека в фильмах «Марвел», несколько лет назад признался, что хотел бы покинуть фильм раньше, чем станет смешон в роли супергероя. И даже после этого ему пришлось отработать на кинокомпанию до 2019 года. Теперь в двух линейках супергеройских фильмов — «Мстители» и «Люди Х» — решено аккуратно сменить актерский состав на молодой. Вместо того, чтобы завершить франшизу. В июле вышел очередной фильм кинокомпании «Марвел»: «Человек-паук: вдали от дома», — именно он стал проводником между двумя поколениями фильмов.

Стоит отдать «Марвел» должное — компания всегда делала акцент на впечатляющую картинку. И в этом плане в развитии не останавливается. Последний Человек-паук переместился в европейские города и порадовал нас великолепными видами. А вот драматургия, очевидно, забуксовала. Это второй фильм о Человеке-пауке в «Марвел», и главный герой снова проходит путь из наивного мальчика в мужчину. Тема для подростков всегда актуальная, но смотрится странно, ведь предыдущий фильм будто обнуляется. Это может быть предвестником гибели франшизы. Ведь перезагрузка требует нового потока оригинальных идей, а их нет даже на старте. Может быть, «Марвел» необходимо омолодить не только актерский состав?

Можно отметить еще один американский тренд июля — русские женщины. Им посвящены сразу две летние премьеры. Фильм Люка Бессона «Анна» с российскими актерами в главных ролях и «Русская невеста» Майкла С. Ойеда. Главные героини даже похожи друг на друга — суровые голубоглазые блондинки.

Но если хотите посмотреть качественное, оригинальное и стильное кино, лучше всего отбросить тренды и сходить на «Паразитов» корейского режиссера Пон Чжун Хо. Последний показ этого фильма-победителя Каннского фестиваля в тюменских кинотеатрах состоится уже завтра.

Перспективная анимация

Следовать моде — далеко не единственный способ существования в мире кино.

— Я работал в продюсерском центре и могу сказать, что продюсеры, как правило, не дураки, и понимают, что тренд рано или поздно умирает. Поэтому новинки в кино стоит предлагать, — говорит Андрей Апостолов. — Eсли идея оригинальная и качественная, ее купят. У нас, например, совершенно нет полнометражной анимации для взрослых. А ведь это очень перспективное направление.

Эксперты также отметили, что в российском кинематографе появляются попытки снять жанровое кино. Не всегда успешные, но сам факт их наличия внушает оптимизм. К слову, анимация — это одно из перспективных направлений развития кинематографа и в Тюменской области.

— У нас почти нет красивых локаций, как в Санкт-Петербурге или Калининграде, — говорит Маргарита Посадских, организатор проекта. — Но это не значит, что мы не можем быть центром кинематографической жизни. Здесь есть отличные режиссеры монтажа, которые проявили себя на федеральном уровне. Здесь прекрасные специалисты продвижения. Здесь хорошие художники и аниматоры. «Снять за 72 часа» — это наша попытка на всю Россию сказать: «Мы есть! И мы многое умеем».

Результатом проекта станут 40 короткометражных фильмов, лучшие из которых продемонстрируют тюменскому зрителю.

***
фото: Участники проекта «Снять за 72 часа» в эти дни работают в Тюмени. ;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта