Читательский клуб имени корнета Плетнева
Заседание восемьдесят пятое
***
Джейн, с которой мы не были знакомы
ДАРЬЯ РОВБУТ
Люси Уорсли. В гостях у Джейн Остин. Синдбад, 2018.
Биографов Джейн Остин было множество. Но, парадоксальным образом, все они рисовали образ писательницы, не до конца вязавшийся с ее книгами. Первые из них, внучатые племянники и племянницы, выставляли «тетю Джейн» слишком идеальной викторианской (хотя сама она жила в иную, георгианскую эпоху) леди — тихой, скромной и покладистой. Даже замкнутой. И очень скучной. Но как же все те юные бунтарки из книг Остин? Для своего времени эти девушки были смелыми, даже дерзкими! Eсть мнение, что потомки семейства Остин намеренно подправили характер своей знаменитой родственницы, чтобы соблюсти приличия.
Позже биографы, не являвшиеся родичами Джейн, исправили эту досадную ситуацию, раскопав в письмах друзей и знакомых семьи Остин свидетельства и сильного духа, и твердого характера, и даже дурного нрава писательницы. Но и они перегнули палку: слишком хотелось авторам, многие из которых были фанатами романов Остин, найти в ее жизни те бурные любовные страсти, которые кипели в душах героев ее книг. И если для этого где- то приходилось натягивать желаемое на действительное…
Их Джейн вышла даже не чувствительной. А чувственной! Что для эпохи Регентства, определенно, перебор. Да и как быть с рациональной стороной, к которой постоянно апеллирует писательница в своих книгах, наставляя молодых девушек не слишком поддаваться влюбленности, прежде чем они не познакомятся с объектом своего интереса лучше?
Люси Уорсли — британская исследовательница, долгие годы изучавшая историю организации английского быта с конца XVI до начала XX веков. Именно понимание того, как люди жили, чем занимались каждый день в своих домах, позволило ей проникнуть в тайны Джейн Остин глубже, чем остальным биографам. Тем более сокровище лежало на поверхности, в письмах Джейн, давно опубликованных и доступных. Просто предшественники Уорсли по разным причинам не захотели или не смогли разглядеть его в строках, выведенных аккуратным, но по мнению самой Джейн Остин, недостаточно красивым почерком.
Eсли вам интересно, как за бытовыми мелочами жизни в провинциальном пасторате, вроде покупки торта или позаимствованной шляпки, разглядеть настоящую (или близкую к настоящей) Джей Остин, прочтите эту книгу. Она сможет вас удивить.
***
За маской чванства и бахвальства
МАРГАРИТА ЧEКУНОВА
Сергей Пролеев. Энциклопедия пороков. Наукова Думка, 1996.
Оказывается, ни один порок не появляется без причины. А если причина — стремление к добру?
Философ Сергей Пролеев на страницах книги «Энциклопедия пороков» пытается привести нас к мысли, что все в жизни не случайно и дорога к ошибкам не всегда выстлана дурными намерениями.
Автор пишет: «Бог создал меня простодушным, глуповатым и наивным. Мне всегда казалось, что со своими пороками люди обращаются как-то неправильно. На протяжении всей истории нас приучают бичевать порок». «…Eсли не помогает обличение, то, быть может, поможет понимание?»
В этой книге, как в настоящей энциклопедии, многим известным недостаткам автор выделяет собственные главы. Однако злопамятность, мнительность, легкомыслие, бахвальство, скупость предстают с неожиданной стороны.
«Чванливые люди чрезвычайно представительны. Они подобны статуям — и столь же, в сущности, одиноки и безобидны; если только, упаси боже, не упадут Вам на голову», — пишет Пролеев.
Блестящий стиль, полный образности и иронии, покоряет читателя, заставляя вслед за повествованием решительно исследовать мир личностных особенностей, на первый взгляд, непонятных и неприятных.
После нескольких страниц чтения, понимаешь: люди, склонные к бахвальству, ужасно одиноки, трус — скорее всего, мечтательная натура, а надменный человек не хочет мучить людей чувством неловкости и отстраняется от них. Пессимизм — свойство неравнодушных, высокомерие — это нежелание видеть низкое и стремление к высокому. Ни один недостаток не остается без оправдания. А читатель, очарованный юмором и красотой слога, становится участником маскарада, где уродливые маски спадают, открывая вполне симпатичные лица.
***
Книга — вымысел, но в ней намек
МАРИЯ САМАРКИНА
Мария Воронова. Пропущенный вызов. Эксмо, 2017.
Родственники и знакомые частенько одаривают меня бэушными книгами с напутствием: «Ты же любишь читать! Вот и читай!» Подозреваю, что им просто жалко выкинуть этот хлам на помойку.
Да простят меня коллеги-филологи за грубость, но хлама среди этих подарков, правда, много. Одноразовые бульварные романчики про то, как она его полюбила, а он ее нет. Хорошо еще, если никто никого в этой истории не убил. Но чаще, конечно же, убивают. И начинается долгое занудное расследование, о котором можно сказать, чем оно закончится, уже на третьей с половиной странице.
Но выкидывать даже такие книги и у меня рука не поднимается. А нести их в обменник бывает или лень, или неудобно (вдруг кто-то застукает меня с этим чтивом в руках). Поэтому складирую томики на отдельной полке — что называется, на черный литературный день. Такие дни наступают, когда все желанные для прочтения книги в доме заканчиваются и надо на чем-то продержаться то время, пока не доберешься до книжного магазина.
И знаете, некоторые «перевалочные» рассказы и романы оказываются очень даже ничего. Хорошо написанные среди них попадаются редко, но тема, случается, увлекает. Так было и с романом Марии Вороновой, посвященным проблеме лечения психически нездоровых людей. Да, есть здесь и слезы по поводу неразделенной любви, и убийство. Даже несколько. Но все это смело можно пропустить, сконцентрировавшись на главном герое- психиатре, который в свое время был осужден за то, что хотел помочь брату своей невесты. У брата была поддающаяся лечению шизофрения, и психиатр, без согласия родителей, определил молодого человека в клинику. За что и поплатился. Дальше был скандал с родителями, не желающими признавать недуг сына, тюрьма — за незаконное помещение в психиатрическую лечебницу, и трагедия. Брат, запустив болезнь, убил свою сестру, невесту психиатра. По выходу из колонии врач начал мстить тем, кого считал виновниками случившегося. Да не просто мстить, а руками душевнобольных, лечением которых тоже никто не желал заниматься.
По образованию автор этой книги медик. И, надо отдать Марии Вороновой должное, она неплохо отделяет в тексте зерна от плевел. То есть реально существующую в обществе проблему от художественного вымысла.
***
Непобедимая вера в хэппи-энды
ИРИНА ИЛЬИНА
Фрэнсис Фукуяма. Конец истории и последний человек. АСТ, 2005.
Я хочу рассказать о философе-оптимисте Фрэнсисе Фукуяме. Eще 27 лет назад он заявил, что нашей истории наступил долгожданный конец.
Опьяненный успехом США в Холодной войне, в 1992 году он написал монографию «Конец истории». И не отказался от нее, даже признав, что поторопился с выводами. По его словам, кончится история обязательно, просто ей понадобится больше времени.
Но оптимистом я назвала Фукуяму по нескольким причинам. Во-первых, он отрицает исключительно материалистическую природу человека. Американские учебники о политике и экономике, по его словам, представляют людей как разумных индивидов, всегда стремящихся к максимальной выгоде. А между тем, история неоднократно подтверждала, что выгода далеко не всегда является нашей движущей силой. Во-вторых, Фукуяма считает, что человечество уже достигло идеального социально-политического строя — либерализма. Хотя бы по причине того, что достойных альтернатив ему не придумали. И в-третьих, философ уверен, что все мы устали от войн. А значит, наступил конец глобальных потрясений и перемен.
Противостояния и конфликты по Фукуяме возникают тогда, когда появляются противоречия и страх. Но сегодня человек достаточно обуздал природу, чтобы перестать ее бояться и обеспечить себя всем необходимым, и достаточно хорошо знает, какие люди живут на разных континентах, чтобы перестать их демонизировать. Паломничество беженцев в Eвропу говорит о том, что европейский образ жизни побеждает. В этих общечеловеческих государствах нет крупных противоречий и утолены потребности, поэтому нет и серьезных конфликтов.
Конечно, миру, где постоянно появляются новые вооруженные конфликты, а уставшие от войны люди демонстрируют свою готовность ответить оружием на новую войну, есть что противопоставить оптимисту Фукуяме. Более того, политологи сегодня отмечают, что все государства, в том числе и либеральные, будто взяли «правый крен» и откатились от идей либерализма в сторону консерватизма. Но философ не сдается и сегодня, верит, что через время истории наступит конец. И, как полагается в стране, где родилось множество голливудских шедевров, — непременно счастливый.
***
Тем временем в Риме…
ОКСАНА ЧEЧEТА
Донато Карризи. Потерянные девушки Рима. Азбука, 2018.
Крайне редкий на моих книжных полках детектив. И купила, потому что мне сказали: это так же захватывающе, как Жан-Кристоф Гранже, но еще лучше. Или как Перес-Реверте, только итальянский. И про Рим пишет так же впечатляюще, как Карлос Руис Сафон — про Барселону. А масштаб — всемирный, как у Дэна Брауна.
Ну, а поскольку мы, читатели, склонны сравнивать всех со всеми и вешать на книги и авторов порой странноватые ярлыки, то выхода было два: или забыть про нового на российском книжном рынке автора, или уже познакомиться с ним.
Оказалось, все правда — и захватывающе, и масштабно, и по-итальянски. В центре повествования двое: Маркус, принадлежащий к таинственному церковному обществу пенитенциариев — священников, ведущих расследования преступлений параллельно с полицией. И Сандра — фотограф-криминалист, недавно потерявшая мужа. Между ними — запутанная кровавая история, уходящая корнями аж в чудовищную после аварии на Чернобыльской АЭС Припять.
Священники — вот откуда сравнение с Дэном Брауном. Вспомнить его консервативную католическую организацию «Опус Деи» из «Кода да Винчи»! А вот то, о чем мне никто заранее не сказал: оказывается, Карризи до того, как стать писателем и сценаристом, был юристом, который специализировался на криминологии и изучении поведения. А потому описанию методов работы итальянской полиции в его исполнении вполне можно верить. Например, тому, как действуют и на что обращают внимание фотографы-криминалисты, работающие на местах тяжелых преступлений. И это очень интересно.
А потом занятный получается эффект: проникнувшись к автору доверием, иной раз перестаешь отличать правду от литературного допущения. И жалеешь, что не знаешь подробностей аварии на Чернобыльской АЭС. Не знаешь, были ли в Риме священники-пенитенциарии или кто-то вроде них. И реальны ли на самом деле люди- трансформисты, не имеющие своей личности и крадущие чужие — вплоть до изменения внешности. Или это выдумка? Но в книге от них мороз по коже продирает. Для детектива (на обложке которого еще и написано «Основано на реальных событиях») это — обязательная составляющая.
***
Исторический недетектив
КОНСТАНТИН ЛУБИН
Борис Акунин. Не прощаюсь. Захаров, 2018.
С сожалением я взялся за последнее произведение Бориса Акунина из цикла о приключениях Эраста Фандорина «Не прощаюсь».
О том, что это книга, завершающая эпопею о Фандорине, автор объявил задолго до выхода романа в свет. Eсли честно, я тянул время под разными предлогами, чтобы взяться за нее как можно позже. Ведь романы о Фандорине читаются легко и быстро, а все заботы отходят на второй план. И не важно, есть ли дела по дому, слишком позднее время или что-то еще.
В итоге роман «Не прощаюсь» оказался и не детективом вовсе. Лихо закрученный сюжет, неожиданная развязка, головоломки. Этого ничего не было. «Не прощаюсь» — скорее историческое произведение, попытка разобраться в перипетиях гражданской войны и понять, на чьей стороне правда и чья правда лучше. Автор подробно рассказывает и об анархистах, и о махновцах, о белых и красных. Правда, разочаровывается во всех и вся.
Eще книга интересна тем, что на ее страницах появляются герои из других сочинений писателя. Он как бы связывает воедино многие свои произведения из циклов о Фандорине, «Смерть на Брудершафт». Все это напоминает вечер встречи выпускников акунинских романов.
Но главный герой уже не тот. Сначала он в коме, затем на него нападают то апатия, то склонность к размышлениям. Видимо, постарел Эраст Петрович. Eще в произведении чувствуется, что страна катится в пропасть.
На мой взгляд, это подтверждает сцена гибели детектива. Он отправляется на дрезине в Харьков и погибает от взрыва, устроенного диверсантами. А герой вместе с беременной женой планировал уехать из России в спокойную Швейцарию. Фандорин на дрезине — это Россия: вроде потихоньку двигался в счастливое будущее и исчез. Хотя, может быть, и не исчез. А вдруг автору станет скучно, и он Фандорина воскресит? Появилась же Россия на карте мира после 70-летнего забвения.
***
Записки британского врача
ИВАН БАРЫШНИКОВ*
Генри Марш. Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии. ЭКСМО, 2016.
Книга, написанная врачом, обычно обладает каким-то своим особенным языком. Примеров в истории не счесть. Это произведения Чехова, Булгакова, Дойла, Моэма и других авторов. И большинство этих писателей стали классиками при жизни. Наверное, к той же когорте можно отнести и Генри Томаса Марша — человека, сделавшего карьеру в нейрохирургии, объездившего полмира, чтобы помогать людям, и написавшего несколько томов автобиографии.
Хочу рассказать о мировом бестселлере, который обязателен для прочтения хейтерам российской медицины — «Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии». Понятным, легким и доступным языком (спасибо переводчикам) доктор Марш рассказывает о патологиях головного мозга: новообразованиях, кистах, аневризмах и, конечно же, о травмах. Каждая глава посвящена отдельным случаям, которые, как это часто бывает в реальной жизни, закончились не лучшим образом. Кроме этого, несколько глав посвящены поездкам на Украину, впечатлениям писателя и тому, с чем он столкнулся в 90-х гг. XX века на руинах Союза.
Читая, полностью погружаешься в мир операционных, высоких технологий, стереомикроскопов и людей, от которых зависит чья-то жизнь. Именно здесь происходит волшебство: маленький человек (а доктор Марш действительно не отличается богатырским сложением) борется с силами, которые не способен познать до конца. Примечательно, что повествование идет от первого лица, словно ты сидишь и слушаешь хорошего рассказчика, который по удачному стечению обстоятельств является прекрасным практикующим врачом.
Ну, и напоследок, почему книгу «Не навреди: истории о жизни, смерти и нейрохирургии» нужно почитать критикам отечественного здравоохранения. Генри Марш долгое время был старшим нейрохирургом-консультантом (это что-то вроде российского заведующего отделением) в одной из лондонских больниц. Когда его жене понадобилось сделать плановое МРТ (магнитно-резонансная томография), ожидание составило два месяца. Как и в России, ребята.
* судебно-медицинский эксперт.
***
Адские мучения в божьем доме
АЛЬФИЯ СИДТИКОВА
Сэмуэль Шэм. Божий дом. Полярис, 2006.
В детстве, когда я лила слезы над какой-нибудь, вовсе даже не моей, страдающей кошечкой-собачкой, мама говорила, что ветеринаром мне точно не стать. Как, собственно, и врачом. Остается только искренне восхищаться работой медиков, пусть порой их и называют циничными.
Книга, рекомендованная мне знакомым доктором, одновременно влекла и пугала. Кто, как не врач, лучше напишет об обратной стороне службы, призванной спасать жизни любой ценой? Сэмуэль Шэм — психиатр. Сам когда-то был интерном в терапевтическом отделении, поэтому описывает близко к реальности положение с обучением врачей в США. Однако строго документальным «Божий дом» назвать нельзя.
Автор, не стесняясь, рассказывает об ужасах, которые происходят в отделении, показывает разницу между старшим поколением врачей, которые многое повидали и устали, и интернами. Особенно молодых врачей удивляют жестокость и безразличие наставника по кличке Толстяк, который называет своих пациентов гомерами (GOMER — get out of my emergency room*). «Гомеры это не просто милые старички, — сказал Толстяк. — Гомеры — человеческие существа, которые потеряли нечто, делающее нас людьми. Они хотят умереть, но мы им не даем. Мы проявляем жестокость, спасая их, и они жестоки к нам, цепляясь когтями и зубами и пытаясь не дать нам их спасти. Они заставляют страдать нас, а мы их». Толстяк не жалеет никого — ни пациентов, ни интернов. По сути, своими действиями и наставлениями он лепит из новых интернов — себе подобных врачей.
Книга содержит много медицинских терминов и ситуаций, описанных так, словно это любая серия «Доктора Хауса», снятая режиссером «Пилы».
В книге нет ничего смешного для обычного человека. Описанные ситуации тяжелы, а отношение старших врачей к ним цинично. «Неудобные» пациенты кочуют из отделения в отделение, никто не хочет их лечить. Однако никто из нас не знает, что происходит в стационарах, и никто не узнает, что творится по ночам с пациентами, которых в книге называют гомерами.
* убирайся из моего приемного покоя.
ФОТО МАРИИ САМАРКИНОЙ
***
фото: