Выборы-1989
Всенародным выборам, впервые в истории советского государства изменившим расстановку политических сил в стране, исполнилось 30 лет.
Безверие
Советское государство было концептуально ориентировано на построение «светлого будущего», ожидаемости и осязаемости коммунистического завтра. Сроки его пришествия неоднократно переносились. Программа КПСС, принятая на XXII съезде КПСС (1962), провозглашала, что коммунизм будет построен к 1980 году. После этого полтора десятилетия целому поколению советских людей это внушалось в школах, техникумах, институтах и в «системе политического образования», охватившей все население.
Однако в новой Конституции (1977) было заявлено, что «начался всемирно-исторический поворот человечества от капитализма к социализму.» А «в СССР построено развитое социалистическое общество». Вот с этого времени стал очевидным социально-психологический кризис советского общества. Ушла вера и надежда на «светлое будущее». Eсли прежде «отдельные недостатки» успешно объяснялись последствиями войны, «родимыми пятнами капитализма» и «империалистическим окружением», то для послевоенного поколения старые аргументы утрачивали силу, рождали все новые вопросы и сопоставления. Социалистический романтизм, присущий части общества в 60-е годы («а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги.»), сменился пока еще глухим неприятием социалистической идеологии как таковой.
Политическое руководство СССР в силу своего возраста, замкнутости, практической несменяемости и неподконтрольности не смогло использовать уникальный шанс, который был дан стране в 1970-е годы. Тогда значительно выросли цены на нефть и газ. Рост цен был вызван длительным военным конфликтом на Ближнем Востоке — традиционной сырьевой базе для Eвропы, Японии и США. Открытие баснословных запасов нефти и газа в Западной Сибири позволило Советскому Союзу получить огромный дополнительный доход.
Паралич
Однако эти сказочные ресурсы были истрачены на редкость неэффективно: на развитие военно-промышленного комплекса, на содержание тоталитарных режимов в Восточной Eвропе, Азии, Африке, на войну в Афганистане (с 1979 г.), на закупку за рубежом продуктов питания.
Бывший секретарь ЦК КПСС Владимир Долгих, курировавший нефтегазодобывающую отрасль, признал: «.Надо было конвертировать богатейшие природные запасы Западной Сибири в интеллект — в образование, в науку, в создание современных технологий, в научно-технический прогресс. И в людей. Можно было уже в первой половине 1980-х, считаю, безболезненно для нашей безопасности на треть сократить наши расходы на оборону. Однако, в конце концов, возобладала точка зрения нашего военно-промышленного комплекса. А ведь сократи хотя бы на двадцать процентов эти расходы, уверен, можно было бы народ и одеть, и обуть, и накормить, и жильем обеспечить. Так что многие проблемы Западной Сибири оказались «недорешенными» — это факт».
Отказ от экономических реформ, предлагаемых председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным после драматических событий августа 1968 года в Чехословакии, напугавших советскую партийно-государственную элиту, был зафиксирован решениями декабрьского (1969) Пленума ЦК КПСС. На место экономических рычагов управления и реальной конкуренции вновь вышли административно-командные методы. В советском общественном мнении вооруженное вторжение в Чехословакию добило иллюзии революционного романтизма и коммунистической идеи. Режим стал циничнее, проще, понятнее.
Предпоследний премьер-министр СССР, работавший в 1960 — 1970-е годы инженером на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске, вспоминал: «Реформу начали откровенно и резко скручивать в конце 60-х. Внизу, на производстве, это чувствовалось особенно отчетливо и больно: только вздохнули, как кислород вновь перекрывают. Те, кто сразу усмотрел в экономических преобразованиях угрозу политической стабильности, только повода дожидались, чтобы эту реформу придушить. И повод подоспел — пражская весна 68-го».
Страна все более оказывалась зависимой от экспорта нефти и газа. В Западной Сибири в период с 1970 по 1980 годы добыча нефти возросла с 31 млн тонн до 312 млн тонн, добыча газа за этот срок — с 9,5 млрд куб. метров до 156 млрд куб. метров. Громадные нефте- и газопроводы гнали из Тюменской области топливо за рубеж, а на полученную валюту закупались для страны оборудование, товары и продовольствие.
Зависимость экономики страны от мировых цен на нефть оказалась опасной. К середине 1980-х годов они стали быстро снижаться, что привело к сокращению доходов в госбюджет и нарастанию кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Необходимость срочных экономических реформ сознавалось уже всеми слоями советского общества. Неясно было одно: каким должно быть это реформирование?
Самострел
Избранный в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС 54-летний Михаил Горбачев объявил о начале политики «ускорения социально-экономического развития» и «перестройки», «совершенствования социализма», развития гласности и демократизации общественной жизни. Стремясь расширить социальную базу этих процессов, найти новые кадры управленцев, не входивших прежде в окружение Брежнева — Андронова — Черненко, Горбачев предложил через три года после своего избрания на партийный Олимп первые в истории СССР относительно свободные выборы на альтернативной основе. Как внутри партии, так и в Советы народных депутатов. Eго предложение утверждено на январском (1987) Пленуме ЦК КПСС.
К 1989 году КПСС, начитывающая 19228217 членов и кандидатов, была строго централизованным и эффективным институтом государственно-партийного управления, присутствовавшим на всех его этапах — от школы, заводского цеха или отделения колхоза до министерств, КГБ, МВД, советской армии и военно-морского флота.
Когда было заявлено о возможности проведения альтернативных выборов, на первый план стали выходить местные интересы (национальные, профессиональные, территориальные). Выяснилось, что десятилетиями декларировавшейся социальной однородности («новая историческая общность — советский народ») не было. В 433 тысячах первичных партийных организациях, где концентрировались, как правило, наиболее политически активные люди, выдвигали именно тех кандидатов, которые реально могли и хотели защищать эти интересы. Попытки партаппарата сохранить управляемость провалились.
В 1988 году состоялась XIX всесоюзная партийная конференция. Впервые с начала 20-х годов делегаты на нее избирались от первичных организаций КПСС. В работе конференции стали складываться, опять таки впервые с 20-х годов, партийные платформы. На практике это означало отказ от принципа «демократического централизма». Многомиллионная КПСС стала стремительно разваливаться на национально-сепаратистские политические партии и движения. На конференции было принято решение — возродить съезды народных депутатов, отмененные Конституцией 1936 года, и превратить их в высший орган власти страны.
Продолжение следует.