X

  • 05 Июль
  • 2024 года
  • № 72
  • 5571

Жизнь в режиме стартапа

В субботу в технологическом коворкинге ТИУ состоялись публичные слушания студенческих проектов по теме БтаМСку.

Свои проекты на суд жюри, в состав которого вошли представители института, бизнес-сообщества и предприниматели, представили 90 студентов, обучающихся по направлениям «информационные системы и технологии», «интеллектуальные системы «Умный город» на кафедре автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин. После защиты проектов я решила поговорить с руководителем кафедры, доктором технических наук Олегом Даниловым, чтобы разобраться, как он и его студенты трактуют понятие «умный город»? И можно ли сказать, что умный город и город, построенный по уму, — это одно и то же?

— В эти понятия каждый вкладывает свой смысл, — считает Олег Федорович. — И все-таки это — не одно и то же. Город, построенный по уму, — правильно спланированный город. С грамотной планировкой улиц, с приятной глазу архитектурой, с развитой дорожной сетью, с необходимым количеством развязок, с разработанной логистикой маршрутов общественного транспорта. А умный город — это эффективное решение задач, связанных с общегородскими ресурсами (теплом, водой, электричеством) и общественной средой (парками и скверами). Только на энергоэффективном освещении в муниципальных учреждениях, детских садах и школах можно сэкономить от 30 до 70 процентов энергоресурсов. Кроме того, умный город постоянно дополняется новыми сервисами. Например, хотите найти парковку — вот вам мобильное приложение, которое этот поиск облегчает.

Умный город невозможен без цифровизации, но пока она продвигается не так активно, как хотелось бы, не в режиме, как говорит молодежь, вау-эффекта. Причину этого Данилов видит в самой системе организации этого процесса.

— В развитых мировых экономиках всем правят рыночные технологии. И на этом рынке всегда есть заинтересованные государственные или коммерческие структуры, которые понимают, что инновации дают экономический эффект и дивиденды, поэтому стараются побыстрее реализовать новую идею. Во многом молодых мы сегодня настраиваем именно на такую модель действий, чтобы они создавали стартапы, собственные предприятия и имели возможность заработать. У нас же в стране государственный капитализм: 60 процентов собственности принадлежит государству. По сути, власть, а не законы рынка задают правила игры и решают, какой инновации быть. С точки зрения системы управления и планового менеджмента в этом есть свои плюсы, поскольку есть выстроенная и предсказуемая схема работы. Например, в Болгарии нет национального проекта по цифровизации экономики. И результатов у них меньше, чем у нас. Наличие нацпроектов и вертикали власти в продвижении инноваций все-таки преимущество. С такой архитектурой управления цифровизацией мы можем быстрее достичь успеха. Но власть решает не все. Например, вряд ли она может предложить туристам идеальную схему осмотра достопримечательностей города, но это вполне могут сделать сервисы, созданные даже студентами. Честно скажу, я иногда просто в восторге от того, какие идеи их посещают и как они их разрабатывают. У меня на кафедре занимаются 120 молодых людей. Все — инициативные, креативные. Общаясь с ними, ощущаешь настоящий драйв жизни.

Хотя, как признает руководитель проекта SmartCity, уровень развития стартапского движения в России пока слабый. Уровень венчурной поддержки — тоже.

— Задача современного вузовского обучения в том, чтобы подготовить молодежь к жизни в режиме стартапа, — уверен преподаватель. — Мы хотим во многом уйти от академического обучения, которое предполагало только слушание лекций и конспектирование. Сейчас многое меняется. В области 1Т, например, сменяемость технологий, контента — 50 процентов в год. Всех технологий, конечно, знать нельзя, но надо уметь ориентироваться, куда пойти, что использовать, какие знания получить. Чтобы быть успешным, надо стать мобильным, быстро соображающим и принимающим решения.

Но не получится ли так, что повсеместно внедряемая цифровизация и автоматизации приведут к тому, что человек перестанет думать? И умный город, к которому мы так стремимся, станет умным только по технологиям, но небезопасным, если ситуация выходит за рамки, предусмотренные компьютером?

— Этот вопрос сейчас чрезвычайно важен и обсуждается на самых высоких дискуссионных площадках, — подчеркивает Олег Федорович. — Причем, говорят об этом люди, которые формируют искусственный интеллект. Мне довелось присутствовать на площадке, которую вел на сочинском форуме Герман Греф. В дискуссии принимало участие множество экспертов, но единой позиции у них пока нет. Я же убежден в том, что пока в процессе принятия решений превалирует не искусственный интеллект, а человек, опасаться нечего, все находится под контролем.

Каким же все-таки видит себе умный город человек, который уже много лет занимается этим вопросом?

— В моем представлении умный город должен быть прежде всего комфортным для людей, — отвечает Олег Данилов. — Стремление к комфорту, конечно, бесконечно, и никто не знает, сколько для удобства людей надо создать, например, приложений и веб-сервисов. Точный ответ знает только сама жизнь.

ФОТО ИЗ АРХИВА ТИУ

***
фото: Олег Данилов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта