X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

У каждого музея свой характер

Музейная ночь проходит по всей России 18 мая. Для многих тюменцев она началась с длинной очереди в музейный комплекс имени Словцова. Последний раз я видела такую толпу у входа в музей на фотографии, сделанной перед парижским Лувром.

Но климат у нас не такой мягкий, как во Франции, поэтому гостям Музейной ночи пришлось помокнуть под дождем. Некоторые парочки в очереди грелись поцелуями, как бы доказывая, что мы ничем не хуже романтичных парижан.

А что же сами тюменские музеи? По крайней мере, они стараются оправдать лимит нашего доверия. У каждого из них — свой характер и подход к зрителю.

Музей как площадка

Музейный комплекс имени Словцова похож на страну чудес. Он — наследник двух областных музеев — изобразительных искусств и краеведческого. А еще он задумывался как научная и обучающая площадка. Теперь в нем, помимо вышеперечисленного, есть «Музейляндия» — детское развлекательное отделение, а еще проходят концерты и театральные постановки. Такая смесь всего со всем и превращает музей в кэрролловскую кроличью нору. Здесь никогда не знаешь, на что именно наткнешься и куда попадешь.

Предугадать нельзя, даже с какой стороны откроются двери лифта — конструкция позволяет им открываться с двух сторон в зависимости от этажа. А в Музейную ночь по залам еще и разгуливают мистические персонажи.

На полу в колонном зале отдыхают босые люди в оранжевых костюмах и керамических масках. У одного из них маской закрыто не только лицо, но и затылок. Eго успокаивающе гладит по голове девушка, держа в другой руке старинный фонарь.

— Мы — часть выставки керамики, — рассказывает она. — Люди в масках олицетворяют потерю и поиск себя. А я уже себя нашла и с помощью внутреннего света могу показать путь другим.

— А вы не подскажете, как на балкончик второго этажа попасть, где художник рисует, — спрашивает у нее женщина. — А то понять не могу…

Девушка с фонарем смотрит на женщину немного осуждающе. Под указанием пути она явно имела в виду нечто другое. Но я решаю помочь женщине разобраться. Мы долго выбираем из двух лифтов… И ошибаемся. Вместо художника встречаем пионеров. Школьники в красных галстуках с балкона наблюдают за первым этажом, где идет мастер-класс по современным танцам, и повторяют движения танцоров.

— Ребята, а почему вы в галстуках? — спрашиваю я.

Они, наконец, меня замечают и моментально вытягиваются по струнке. Маленькая Настя выходит вперед и широко улыбается, поправляя сбившийся во время танца воротничок.

— Потому что мы — пионеры. Сейчас проведем выставку. Хотите с нами? Она начнется через пять минут.

Я и слова сказать не успеваю, как Настя берет меня за руку и ведет в комнату, где работает пионерская выставка. Eе организовала школа N 63. Здесь хранятся предметы, знакомые советским школьникам: горн, барабан, знамя, старая азбука, перьевые ручки и многое другое.

— Мы привозим в музейный комплекс выставки, которые существуют в школах города, — рассказывает Татьяна Кукарская, специалист музея. — На нашей площадке побывало уже семь школ.

Я под пристальным взглядом Насти выслушиваю все о пионерском движении и только потом двигаюсь дальше. На нужном балкончике художница Анастасия Друзгальская рисует посетительницу выставки Eкатерину — она выиграла этот приз — портрет — в музейной лотерее. Рядом расположена фотозона с костюмами из фильма «Тобол». Перед зеркалом в этих костюмах танцуют мальчишки Никита и Валера, размахивают длиннющими рукавами и метут подолами камзолов по полу, те им велики. Из костюмов торчат только головы мальчишек.

— А хотите я вам скибиди танец покажу (это забавный танец из клипа группы «Little Big» — И.И.)? — спрашивает меня голова Никиты.

— Психоделичненько тут как-то, — замечает на это проходящий мимо мужчина.

…Путешествовать по музею можно бесконечно. На первом этаже в абсолютной темноте состоялся показ спектакля. Рядом выставка оружия. Пройдете пару метров и наткнетесь на мастер-классы по рукоделию для детей. На третьем этаже — художественная выставка. Откуда-то звучит пение. На секунду мне даже кажется, что я вижу кролика. Но это обезьянка. Точнее девушка в ростовом костюме обезьянки.

Музей высоких технологий

Исторический парк «Россия — моя история» известен своим технологичным подходом к организации экспозиций. Используются интерактивные экраны, проекции, встроенные в стену планшеты. Но ко всему этому мы уже привыкли. И тогда музей решил удивить нас погружением в виртуальную реальность.

— Надев VR-очки, вы можете оказаться в фотографии с видом Тюмени, сделанной по специальной технологии. Можете, например, посмотреть вниз с колокольни церкви, — рассказывает Мария, специалист музея. — Но самое главное, что к современному виду города мы добавили уже утерянные объекты, которые сохранились только на фотографиях XIX века. Таким образом, вы как бы возвращаетесь в прошлое на два века.

Оказаться внутри фотографии и посмотреть с колокольни вниз действительно интересно. Правда, добавленные старинные объекты сильно выделяются на общем фоне, они, в отличие от всего остального, — плоские. Но специалисты музея обещают, что со временем переформатируют свой проект в видео и на город можно будет не только посмотреть с одной точки, но и погулять по нему, не выходя из музея.

Музей с душой

К музею «Дом Машарова» мы с фотокорреспондентом Сашей подъехали уже изрядно уставшими и замерзшими. К тому же на улице стемнело. Но нам повезло, из всех музеев именно этот оказался самым гостеприимным. Здесь можно было закутаться в плед, попить чаю. Танцмейстер школы исторического танца «Merletto» Юлия Зольникова, оценив обстановку, даже прервала мастер-класс и предложила всем сыграть в ручеек. Тоже вполне исторический, а главное — веселый и быстрый, чтобы можно было согреться.

В это время в небольшой пристройке к дому шла игра «Капиталист».

— Это та же «Монополия», но только о Тюмени конца XIX века, — рассказывает волонтер Алина. — Вот Татьяна только что купила Текутьевский театр, отличное капиталовложение!

Татьяна накупила себе еще и разного рода училищ. Но пока катастрофически проигрывает соперникам — те сделали ставку на производство.

— Кто бы мог подумать, что быть предпринимателем XIX века так сложно, — вздыхает Таня.

В самом доме Машарова предлагают пройти квест. С порога участников встречают исторические персонажи. С ними можно познакомиться или просто подслушать, о чем они говорят друг с другом. В их словах можно услышать ответы на вопросы, которые заранее раздали зрителям. Но даже если не участвуешь в конкурсе, погулять по вновь ожившему, уютному дому Машарова любопытно. Можно пообщаться с актером, который играет увлеченного своим литейным делом Николая Дмитриевича. Он, кажется, знает об этом абсолютно все и готов разговаривать часами. Встретиться с его красавицей женой и детьми…

Вышли из гостеприимного дома Машарова мы с Сашей согретыми и сытыми. Но отчего-то немного грустными. Ведь у этой семьи трагичная история, XX век безжалостно растопчет ее уютный быт. А в музее он, как бабочка в янтаре, остается нетронутым.

***
фото: Такие разные характеры показали тюменские музеи. ;;;;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта