Жизнь все еще в наших руках
«Спектр независимости» — такое название режиссер Сюзанна Иванова выбрала для своего спектакля о Фриде Кало, который показали на сцене «Космоса».
Сюзанна попыталась совместить в постановке динамичную пластику национальных испанских танцев, яркие цвета живописи мексиканской художницы и факты ее трагической судьбы.
Поставить спектакль на основе чьей-то биографии — затея рискованная. Биография — это ведь не художественная литература, в основе которой лежит сюжет. И построить драматургию на основе настоящей человеческой жизни, даже такой удивительной, какая была у Фриды, и показать ее театральными приемами — дело очень сложное. Но еще тяжелее сделать это с помощью пластики — сценического языка, который требует предельной телесной и режиссерской точности, иначе зритель его не поймет. Постановка «Спектр независимости», кроме того, усложнена звучанием живой музыки и вокала — Сюзанна сама поет песни на незнакомом ей испанском языке.
Но, вероятно, есть стоящие затеи, которые оправдывают такой риск. И постановка о Фриде — одна из них. В конце концов, кажется, что художница — дерзкая, яркая, редко унывающая — риск и творческое хулиганство одобрила бы.
Спектакль Сюзанны Ивановой получился живым и наполненным энергией. Сорок минут на сцене танцевали актеры, играли музыканты. В одной из сцен исполнительнице главной роли пришлось лечь на пол, и подвижными остались только ее руки — так Сюзанна показала период жизни Фриды, когда та после аварии оказалась прикованной к постели и рисовала лежа. Танцовщица смогла сохранить динамику спектакля даже из этой позиции, одними руками выражая столько экспрессии, что ее хватило на полный зал «Космоса».
К сожалению, сюжет постановки не всегда читался точно, но зато энергия танцоров приковывала внимание, и публика смотрела с неослабевающим интересом. Песни Сюзанны тоже не всегда звучали идеально: иногда ее голос почти срывался, но исполнение оставалось очень искренним. Всего этого хватило, чтобы передать боль, страсть и нежность жизни и живописи Фриды. Пластика спектакля состоит из детских национальных игр, традиционной музыки и танцев — из того же, в чем сама Фрида черпала энергию. Неслучайно на заднике сцены во время действия появляются фрагменты полотен Фриды, они буквально сопровождают ее жизнь, иллюстрируют ее. Мы это понимаем еще и потому, что знаем: большинство работ художницы — это ее автобиография.
«Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», — писала художница в своих дневниках.
Отдельным мотивом звучат ее отношения с мужчинами: непростой брак с прославленным Диего Риверой, роман с Львом Троцким, чья фигура промелькнула на сцене тенью.
Но самое главное достоинство спектакля — его мощная энергетика.
— Мне хотелось сказать зрителям: сколько бы ни было сложностей и проблем, какой бы серой ни казалась нам жизнь — она все еще в наших руках, — говорит Сюзанна Иванова. — И мы можем сделать ее невероятно интересной.