Кто прошлое помянет, тому и…
Мужики в поселке Салым отравились метиловым спиртом: пили, видать, что-то такое… Не предназначенное для принятия внутрь. Полсотни человек разом! Нынче эта история за час облетела бы весь рунет, попала во все газеты. Но она произошла 40 лет назад.
В то время отравление всевозможными суррогатами не было редкостью. Опытные медики вспоминают, мол, в деревнях могли отравиться всей свадьбой вместе с друзьями и соседями. Или, например, молодые парни попадали к врачам прямо из-за того стола, за которым приятеля в армию провожали. Но тот случай в Салыме — полсотни пострадавших, доставленных в Тюмень санавиацией, — показался жителям нашего края не лезущим ни в какие ворота. И послужил поводом к созданию нового профильного отделения в первой клинической больнице — токсикологического, на 26 коек.
— Я пришла в отделение 35 лет назад, — рассказывает заведующая Ирина Чайковская. — И на тот момент отравление метиловым спиртом все еще оставалось большой проблемой. Люди пили практически все, лишь бы давало желаемый эффект опьянения. Например, одеколоны. Тех, кто пил жидкость для очистки стекол «Секунда», в народе называли «секундантами». Eще в ход шла зубная паста «Поморин», которую растворяли в воде. Были даже те, кто ради опьянения использовал и морилку для дерева: после нее кожа становилась синей!
По словам Ирины Леонидовны, массовые отравления метиловым спиртом, тормозной и охлаждающей жидкостями или этиленгликолем тогда еще не прекратились. Но, по крайней мере, было где разместить пациентов. И было кому оказать им профессиональную помощь.
— Массовые отравления вроде того, которое было в Салыме или, скажем, на станции Богандинская (там местные жители нашли на железнодорожных путях цистерну с метиловым спиртом), продолжались до начала нулевых годов, — говорит доктор Чайковская. — Последний подобный случай я помню хорошо: под Тобольском во время гулянки отравились 16 парней и девчонок. Некоторые из них потеряли зрение. А несколько — погибли, даже не доехав до больницы. Трагедий могло бы быть и больше, но прежде, чем взяться за неизвестную жидкость, большинство гостей праздника пили этиловый спирт. А он — антидот к ядовитому метиловому спирту и немного сгладил последствия отравления.
…Eсли смотреть глазами врачей токсикологического отделения, то можно смело сказать: за 40 лет жизнь наша определенно изменилась к лучшему. По крайней мере, отравлений непищевыми спиртами и прочими суррогатами нынче единицы. А каждый летальный исход — повод задуматься, что пошло не так и почему помощь оказать не успели.
Однако это не значит, что любители принять на грудь вовсе исчезли из поля зрения врачей. Например, отравления обычным, неядовитым алкоголем все еще актуальны — особенно во время длинных праздников. Люди просто превышают допустимую норму, и это влечет весьма неприятные последствия. Докторов заставляют изрядно поволноваться подростки, пуще взрослых не знающие меры!
— Качество напитков, конечно, играет определенную роль, но наша химико-токсикологическая лаборатория практически не находит опасных примесей в образцах, — объясняет Ирина Леонидовна. — Может, в них и есть некое количество сивушных масел, но их процент настолько незначителен, что даже не регистрируется аппаратурой. В наше время «виновата» обычно именно доза алкоголя. Народ просто слишком много пьет.
И, что еще печальней, не всегда видит в этом проблему. Алкогольные отравления случаются даже с очень маленькими детьми. И это ответственность взрослых. Они либо распивали спиртное за столом и не заметили, как кроха, подражая маме с папой, схватился за рюмку. Либо сами дали ребенку запрещенный продукт. Ирина Чайковская хорошо помнит, как несколько лет назад один местный дедушка напоил самогоном трехлетнего внука. Посчитал, что «раз домашнее, значит, не вредно». А бабушка, которой врачи объяснили причину плохого самочувствия ребенка, хотела сразу забрать мальчика домой, ведь это «всего лишь» самогон. Меж тем ребенок мог погибнуть! К счастью, эта история закончилось благополучно. Но так бывает не всегда.
Поэтому в свой юбилейный год Тюменская токсикологическая служба желает горожанам и жителям юга области никогда не иметь поводов для обращения в отделение. Хоть врачи и готовы в любое время дня и ночи оказать помощь тем, кто будет в ней нуждаться.