Полячка младая
Когда мой отец был агрономом и работал в наркомате земледелия РСФСР, он был одержим идеей продвинуть арбузы, дыни и прочие бахчевые культуры как можно дальше к северу. И придумал.
Рассаду этих культур выращивали в привычном для них климате, а затем самолетами сельскохозяйственной авиации перевозили в район Вологды. Пересаживали в грунт. Наступившее, наконец, здесь лето и длинный световой день помогали созревать арбузам и дыням.
Видимо, частичка этого экспериментаторства досталась и мне. Белую сирень, которая сейчас растет и набирает цвет на лужайке под окнами «Тюменского курьера», я когда-то привез с Южного Урала. Оттуда же вишневые деревья, которые, не спрашивая меня, самовольно распространяются по моей даче. Однако вершиной этого процесса я считаю историю с яблоней.
Садоводов-любителей все время предостерегают: не соблазняйтесь «заморскими» чудесами. Сажайте на своих участках районированные растения, и будет вам счастье. Однако бес любопытства не дремлет. Осенью 1989 года я случайно оказался на выставке POL-AGRO в городе Познань. Разгуливая среди всевозможного великолепия цветов, саженцев, плодов, я никак не мог отделаться от звенящего в ушах: купи-купи-купи. Перед рядами, где продавали яблони, этот зов достиг крещендо: КУПИ-КУПИ-КУПИ!!!
Я спросил у продавца саженец самого позднего сорта (как мне помнится, что-то вроде айдерот или айдерет) и отбыл к родным пенатам. В Шереметьево прошел по «зеленому коридору», держа яблоньку в вытянутой руке.
Самое трудное началось потом. Моя полячка младая районировалась с трудом. Сколько лет я слышал ее голос: не хочу — не буду, не буду — не хочу! Обмерзали ветви. Возвратными заморозками побивало цвет. Ствол временами тонул в диких побегах, которые пробивались от корней. Но мы боролись, полячка и я. И мы победили. Красивые бочонкообразные плоды, нежнозеленые с алым румянцем на боках, обращенных в солнечную сторону, сладкие, с приличной лежкостью… Их всякий раз набирается большая корзина, которую мне уже трудновато волочь к машине.
В свои тридцать лет она все так же сильна и щедра. И сама, наконец, решила, что здешний климат ей подходит.
ФОТО АВТОРА
***
фото: