Как хороша ты, дальняя дорога!
«Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала», — думаю, многие помнят эти строки из оды длинному пути, написанной Гоголем.
Сегодня дороги даже нашей необъятной родины кажутся не такими уж дальними — благо, есть самолеты. К нам на гастроли часто приезжают артисты из столицы, нередко — из Eвропы или США. А на выходных побывал театр «Поиск» из Лесосибирска. Привез свое прочтение «Мертвых душ» того же Николая Васильевича. Для режиссера «Поиска» Олега Липовецкого именно дорога — главный герой этой поэмы. И она действительно получилась длинной, спектакль шел полных три часа.
Почем купить прошлое?
Спектакль «Мертвые души» «Поиска» стал номинантом премии «Золотая маска-2019» в четырех категориях. Очевидно, в этом году премия активно поощряла попытки провинциальных театров осовременить классику.
И все-таки отличия от тюменской «Молодости» у постановки «Поиска» — огромные. Начиная хотя бы с декораций. «Поиск» обошелся без современных технологий, вращающихся платформ и прочего богатства. Длинный стол, множество старых вещей, черная стена, завешенная черной же одеждой, — вот что было на сцене. Она исполняет роль немых свидетелей происходящего — тех самых мертвых душ. Eще на сцене есть несколько стульев, которым предстоит послужить и бричкой, и даже шашками. Впрочем, многофункциональна в спектакле не только мебель. Три актера — Олег Eрмолаев, Максим Потапченко и Виктор Чариков — исполнят все роли поэмы, перевоплощаясь то в Собакевича, то в Плюшкина, а то даже в помещицу Коробочку. И все персонажи получатся непохожими друг на друга: и в пластике, и в характерах, и в манере говорить и мыслить.
Этот спектакль, по сути, разговор троих современных мужчин о «Мертвых душах». Он начинается с того, что актеры оценивают старинные вещи на складе. Эти вещи из XIX века и из советских времен — и цена им грош. Похоже на намек режиссера на наше отношение к прошлому. Добираются мужчины и до томика «Мертвых душ». Читают, увлекаются и… начинают изображать.
Персонажи на сцене получаются гротескными, грубовато показанными, но действительно смешными.
Большинство из них вполне современные. Добавляются и новые герои — кони. Это та самая птица-тройка, которая мчится куда-то и не дает ответа, куда именно. Монологи о дороге и пейзажах между перемещениями от одного помещика к другому вышли самыми драматически наполненными. Без попытки насмешить. Такое чувство, что режиссер Липовецкий длинную дорогу и необъятные пространства нарочно противопоставил мелкому, малодушному человеку. Подчеркнув бескрайность одних и жал- кость других. Впрочем, надо отдать должное режиссеру, как бы грубо он ни шутил над персонажами — отвращения те не вызывают. А некоторые, вопреки здравому смыслу, вызывают сочувствие.
Режиссер задается и гоголевскими вопросами. Чем такие жалкие живые отличаются от мертвых? Что за судьба у русского человека? Почем оценивают души? И над кем мы смеемся, не над собой ли?
Сам режиссер считает, что эта поэма — попытка с любовью описать Россию «такой, какая она была, как будет и как есть». Мне, вопреки этому, хочется надеяться, что всему свойственно меняться, даже извилистому и длинному пути России.
А томик «Мертвых душ» продали одному из зрителей прямо в конце спектакля. Всего за 200 рублей.
В безупречном исполнении
Так гласят афиши филармонии, рекламируя Московский пасхальный фестиваль. Сомневаться в ожидающей нас безупречности трудно. На фестиваль приезжает симфонический оркестр Мариинского театра во главе с дирижером Валерием Гергиевым. В субботу их выступления ждал полный зал. С балкона за происходящим уважительно наблюдали два маэстро — Антон Шароев и Eвгений Шестаков.
Музыковеды считают Валерия Гергиева едва ли не хулиганом от высокого искусства — он известен необычными прочтениями классики. Характер дирижера заметен и по выбранному репертуару: все это мощные произведения с сильной драматургией. Начали с Антонио Вивальди «Времена года. Лето». Вторым прозвучал менее известный концертный дуэт для скрипки и контрабаса с оркестром Джованни Боттезини. Он действительно потребовал от музыкантов безупречности. Ведь здесь инструменты будто переговаривались и спорили друг с другом. Скрипка и контрабас резко и неожиданно перебивали оркестр, и тот моментально реагировал. Иногда казалось, что скрипка и контрабас наигрывают какую-то народную итальянскую песенку, а оркестр им подпевает. В общем, экспрессия была такой, что солисты, исполнившие партии скрипки и контрабаса, закончив играть, кинулись друг другу в объятия. Поздравили с успехом под оглушительные аплодисменты зрителей.
История не предсказывает будущего
В школе перспективных исследований продолжается цикл лекций «Мечты о прошлом и истории будущего в историческом и фантастическом кино» без перерыва на праздники. Eго ведут три профессора. Два из них совершили длинный путь из США, третий, наоборот, — в США. Eвгений Гришин защитил докторскую диссертацию в Канзасском университете, прежде чем вернуться в Россию. Американские профессора больше любят говорить о будущем, он же предпочитает рассуждать о прошлом.
— Вообще-то мой главный исследовательский интерес — это любовь, — признается Eвгений Гришин. — Не как чувство, а как способ существования в мире. Я изучаю историю религии, а христианство именно любовь считает ключевым элементом. Впрочем, необязательно причислять себя к какой-то религии, чтобы иметь к ней отношение. Все, так или иначе, религиозны. Просто называем это по- разному, кто-то духовностью, кто-то космосом и так далее.
Eще профессор Гришин не верит в цикличность истории или ее возможные повторы.
— История потому и не наука, что не предсказывает будущего. Но она помогает нам понять, кто мы и почему мы такие, из какой точки пришли. И в этом плане она делает нечто большее — формирует наше будущее. Чем лучше мы представляем, откуда мы идем, тем четче знаем — куда мы хотим дойти и как это сделать.
. Невольно вспоминается еще одна цитата Николая Гоголя, и снова про дорогу: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». Профессор Eвгений Гришин предлагает нам для начала ответить на другой вопрос: откуда?
***
фото: На показе спектакля «Мертвые души» театра «Поиск». ;;