X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О влюбленности, харизме и душе

Анатолий Ларионов тренирует женские волейбольные команды с 1975 года. Другого тренера с такой длинной волейбольной карьерой в Тюмени нет.

10 лет Анатолий Павлович возглавлял отделение волейбола в детско-юношеской спортивной школе, работал с командой мастеров «Геолог» и вот уже 15-й год тренирует студенческие сборные — вначале строительного института, теперь — индустриального университета.

— Вы все время работали только с женскими командами?

— Был опыт тренировать и мужские. Но с девчонками интереснее. Они хитрее, динамичнее. Мальчишки всегда добросовестно выполнят то, что от них требуешь. А девчонок надо понимать. Eсли у них хорошее настроение, если в личной жизни все хорошо — горы свернут. Но если кто-то их обидел — могут и зубы показать, козни начнут строить.

— Кричали ли вы когда-нибудь на девчонок, как, например, Николай Карполь?

— Быть жестким — не мое. Хотя было время, когда Карполем я восхищался, пытался брать с него пример. Хорошо это или плохо, а в спорте наибольших результатов достигают именно жесткие тренеры. Таков человек: не всегда его надо только хвалить. Но я брал чем? Говорил девчонкам: «Площадка — это ваша сцена. Eсли вышли, то — играйте лучшую свою роль. В ней должна быть техника, импровизация и вдохновение!»

— А девчонки из команды в вас когда-нибудь влюблялись?

— Наверно, не без этого. Я понимал, что раньше к Ларионову записывались не только потому, что он грамотный тренер, но еще и потому, что молод и красив. Тут недавно приезжали девчонки из моего первого набора и вспоминали, что, когда я пришел из армии, они гадали — на ком из них женюсь. Когда ты одинок, это помогает в тренировочном процессе. Женский тренер как популярный эстрадный артист должен быть холост. Только недавно выпускницы моего первого набора признались, что всей командой рыдали, когда узнали, что я женюсь.

— Значит, с женскими командами должны работать только молодые и красивые?

— Тренировать должны молодые и голодные до побед. Лет до 50-ти хочется победить всех и вся, всем доказать, что ты — лучший. Потом мудрости и знаний становится больше, а прежнего драйва уже нет.

Вот раньше я думал: исполнится 60 лет, брошу все, пойду отдыхать. А потом посидел, подумал: не смогу целыми днями ничего не делать. Решил: доработаю до 70 лет и передам свое дело в руки молодого, грамотного тренера.

— Вы столько лет проработали с женщинами, считаете их слабым полом?

— Девчонкам надо, чтобы о них кто-то позаботился, иногда пожалел, слово доброе сказал, но и мальчишкам это надо не меньше. Пацаны порой как бойцы даже послабее будут. Просто ребятам с детства внушают: ты должен быть сильным, не смей реветь. И они стараются не плакать, не показывать, что больно. А на самом деле они такие же ранимые, как и девчонки.

— Какие самые высокие тренерские задачи вы себе ставили?

— В середине 80-х годов работал с командой, которой была поставлена цель дойти до чемпионата мира. Была у нас такая девичья команда в Тюмени — «Геолог». Eе поддерживал сам Фарман Салманов, в то время руководитель «Главтюменьгеологии». С этой команды, собственно, и начался большой женский волейбол в нашей области. Тогда из Омска в Тюмень приехал тренер Михайленко и привез школьниц из разных городов. Через год девчонки стали призерами чемпионата России в своем возрасте. Но чтоб добиться прорывных результатов, он действовал жестко, даже жестоко.

— Для достижения высоких целей обязательно быть жестким?

— Может, и да, но не идти ради этого по головам. Это заканчивается плохо, даже если ты обладаешь харизмой, даром убеждения и можешь сделать так, чтобы команда на тебя работала. Правильно тогда возмутилась общественность, узнав, что творится на тренировках, да и сами девчонки восстали. После истории, которую раскопали приехавшие из Москвы журналисты «Комсомольской правды», никто уже не захотел с ним работать. Не помогло даже то, что он сменил место жительства.

— Тренерская работа нервная. Как удается снимать напряжение?

— После тяжелого матча уходишь в таком состоянии, что если не расслабишься, то места себе не найдешь, не уснешь. Причем, не важно, выиграла команда или проиграла. Eсли проиграла — всю ночь крутишься и думаешь, что сделал не так? А если выиграла — тоже не до сна. Думаешь, какой же я хороший, как девчонки у меня классно сыграли! Раньше снять нервное напряжение помогал только алкоголь. Теперь он в прошлом. Но и таких напряженных игр, какие были, когда работал с командой мастеров, уже нет.

— Не кажется ли вам, что у нынешних игроков нет той самоотверженности, какая была у прежних поколений?

— Раньше играли, в основном, за интерес, на одном патриотизме и желании, теперь — за деньги. Волейбол стал коммерческим. Правильно ли это? Игроки высокого класса должны получать высокие зарплаты. Они гробят свое здоровье, за это должна быть компенсация. Ведь с возрастом полученные травмы дают о себе знать. Теперь молодые люди более практичны. И только дети еще тренируются самозабвенно. Они переживают за каждый мяч, у них игра полна эмоций. Все-таки волейбол — не просто техника, это игра, в которой есть душа.

ФОТО ИЗ АРХИВА СПОРТКЛУБА ТИУ

***
фото: Анатолий Ларионов с командой.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта