Бытовые услуги в духе времени
В городе 2713 объектов малого бизнеса работают в сфере бытовых услуг.
Швейные ателье и мастерские по ремонту одежды, обуви, бытовой техники, изготовление мебели и пункты проката — все это необходимо, как бы ни был богат выбор готовой продукции в магазинах. Eще недавно казалось, что отдавать вещи в починку — вчерашний день. В лучшем городе Земли как-то негоже ходить с заплатками. А теперь — ничего, у сапожников, портных, мастеров и мебельщиков снова хватает работы. И они этому рады. Хотя работа в сфере бытовых услуг по-прежнему приравнивается к подвигу.
В прошлом году прирост предприятий, занятых в сфере услуг, составил 238 единиц. Такую статистику в пятницу на отраслевом совещании привела Eлена Eремина, директор городского департамента потребительского рынка. Впрочем, она отметила, что структуру развития отрасли можно отследить только на основе информации, которую предприниматели и самозанятые подают в реестр. А они, как птицы вольные, делают это по желанию и не всегда.
— Хочу, скажу, где работаю, хочу — нет, — примерно так описала ситуацию Eлена Eремина.
Тем не менее, собранные данные говорят, что за последние три года число объектов, зарегистрированных в сфере бытовых услуг, возросло на 400 единиц. Во многих точках открываются мульти- сервисы, где работают сразу несколько предпринимателей. Активней стали развиваться ателье по пошиву и ремонту одежды. Их в городе — 381. Только, в отличие от советских времен, ателье теперь небольшие — на 1-3 рабочих места. Открываются и микрошвейные предприятия узкой направленности — по пошиву спортивной, рабочей, школьной формы или изготовлению штор на заказ.
Новые веяния есть почти в каждой отрасли сферы бытовых услуг. Появились, например, химчистки для обуви. В рост пошла индустрия красоты для представителей сильного пола. Eсли год назад в городе было 14 барбершопов — парикмахерских для мужчин, то сейчас их более двух десятков, причем многие работают по принципу франшизы (есть чья-то идея, а воплощение — местное). Кстати, франшиза как одна из возможных форм раскрутки своего бизнеса в этой сфере становится все популярней. Eсли в 2015 году только два предприятия работали по принципу франчайзинга, то теперь 33. Более того, руководители одного из таких предприятий продвигают собственную франшизу для реализации в других городах.
Интересные предложения есть в сфере проката. Во временное пользование можно взять детскую коляску или даже игрушки. Зачем, действительно, покупать товар, который пригодится всего на год-два? Востребованы и услуги по прокату автомобилей. Как с водителями, так и без. Причем арендовать можно не только машины нашего автопрома (от 800 рублей в сутки), но и дорогие внедорожники типа Mazda X7 (от 9000 рублей в сутки).
Статистика всегда кажется лучше, чем реальная жизнь, поэтому предприниматели, собравшиеся в зале, пришли не только послушать доклады и рекомендации, прозвучавшие с трибуны. Важнее было самим задать вопросы.
Парикмахеры, например, требовали разобраться с незарегистрированными предпринимателями, которые оказывают услуги по стрижке, окрашиванию волос, наращиванию ресниц и ногтей на дому через интернет. Качество их работы никто не контролирует, предъявить претензии некому. Люди, клюнув на низкую цену, идут к таким «мастерам» и возвращаются оттуда с сожженными волосами и изуродованными ногтями. Eлена Eремина пояснила, что ограничить деятельность таких сайтов федеральное законодательство пока не может.
О наболевшем говорил и Дмитрий Удалов, который почти 30 лет занимается ремонтом радио-телевизионной аппаратуры. Eсли раньше, посетовал он, мастеров отправляли на учебу в Москву, то теперь курсов повышения квалификации нет. Тут же представитель одного из техникумов предложил совместно разработать для студентов обучающий курс, чтобы потом говорить о формировании госзаказа.
— Не надо кипеть внутри себя, лучше включаться в ряды профессиональных объединений, обсуждать и формулировать свои предложения, работать совместно с региональным уполномоченным по защите прав предпринимателей, — подвела итог Eлена Eремина. — А если есть предложения или вопросы, мы всегда готовы к диалогу.
***
фото: Предприниматели выслушали доклад, а потом задавали вопросы ;Елена Еремина.