Молодежи реального мира мало
Студент четвертого курса института математики и компьютерных наук ТюмГУ Арсений Жуков является автором идеи, которую в будущем можно использовать в сфере развлечений и даже медицины.
— Это технология биомеханического управления объектами с обратной тактильной связью и возможностью адаптации в виртуальной реальности, — говорит Арсений.
Понятного мало, прошу объяснить.
— Специальная перчатка позволяет получать ощущения от прикосновения к предметам в виртуальной реальности, — поясняет молодой человек. — То есть когда мы, находясь в виртуальной реальности, берем в руки предмет, то чувствуем это и в мире реальном.
— Идея пришла мне в голову года четыре назад. Я захотел управлять армией дронов: одним движением руки поднять 10 дронов и направить их в разные стороны. Это должно было происходить с помощью естественных движений. В будущем такое действительно будет возможно. Воплощать идею принялся в прошлом году, когда началась олимпиада национальной технологической инициативы, где появилось направление «управление нейротехнологиями». Тогда в центр молодежного инновационного творчества ФабЛаб стали приходить школьники, готовились к этому мероприятию. И вот однажды пришла Анна Леконцева и заявила, что хочет заниматься нейротехнологией. Тогда и началась наша работа над созданием перчатки.
Но на разработке умной перчатки молодые люди останавливаться не собираются.
— Второй этап — костюм для полного погружения в виртуальную реальность, — продолжает Жуков. — На нем будет ряд датчиков, отслеживающих движение тела в пространстве и передающих их в компьютер. Там же будет создаваться 3D-модель движений человека. Это можно использовать в играх и анимации. Третий этап — создание нейрошлема. Недавно мы получили грант на научно-исследовательскую работу от Фонда содействия инновациям — 500 тысяч рублей, которые надо реализовать за два года.
В каких же сферах может пригодиться эта разработка? Арсений называет сферу развлечений, например, компьютерные игры и кинематограф. Однако перчатке (и тем разработкам, что в планах) можно найти хорошее применение в медицине.
— Конкретно — в реабилитации больных, — считает Арсений. — Будет возможность создавать тренажеры для восстановления мышечной активности пациентов после инсульта.
Свой проект он планирует не оставлять на уровне разработки, но реализовать. Это значит, что умная перчатка, помимо пользы обществу, может принести и доход своим создателям.
— Реализация продукта будет происходить на базе ФабЛаба и технопарка. Я являюсь директором компании ООО «Киберсистемы», которая стала резидентом бизнес-инкубатора. Таким образом, у меня есть ресурсы на юридическое, информационное и бухгалтерское сопровождение. Eсть возможность бизнес-экспансии не только в другие города и области, но и страны — Казахстан, Монголию, Китай, Белоруссию.
Кстати, сейчас формируется команда, которая продолжит заниматься этим проектом. По словам Арсения, в ней пока три человека. Никита Наумов отвечает за программирование и виртуальную реальность, Анна Леконцева занимается нейротехнологиями. Сам Жуков является руководителем, программистом и разработчиком.
Команда работает на базе ФабЛаба ТюмГУ. У ребят есть доступ к технике: лазерному резаку, ЗЭ- принтерам, набору комплектующих для сборки плат, компьютерам. Арсений говорит, что благодарен руководителю лаборатории Дмитрию Яковлеву и Александру Eрмакову, директору бизнес-акселератора, без помощи которых его идея могла так и остаться лишь идеей.
А меня поразило то, какими грандиозными проектами занимаются наши студенты и школьники. Ведь Анна Леконцева еще учится в гимназии N 21. Нам, родившимся еще в Советском Союзе, трудно понять, что это вообще такое — виртуальная реальность. А уж то, что ею можно управлять чуть ли не силой мысли, мы, скорее всего, не предполагали.
Однако нынешнее юное поколение думает иначе. И кажется, что у их ног целый мир. Правда, пока виртуальный.
***
фото: 3D-принтер ;Арсений Жуков ;Часть умной перчатки.