Профессионализм спасет мир
Герман Хайдуков, учитель истории и обществоведения школы N 70, стал победителем городского конкурса «Педагог года-2019».
Уже 28-й раз в городе выбирают победителей престижного профессионального конкурса. Кто-то из них продолжает работать в школе или, как говорят, развивает свое мастерство «по горизонтали», а кто-то выбрал «вертикальный рост», то есть делает карьеру, в том числе и по административной линии.
— Каждый руководитель образовательного учреждения берет на заметку участников, а тем более победителей этого конкурса, — говорит Вячеслав Воронцов, директор городского департамента образования. — Каждого, кто прошел профессиональную проверку, мы стремимся поддерживать, предлагаем войти в кадровый резерв, в том числе и администрации города. Поэтому не случайно решающим испытанием, которое проходят финалисты, становится дискуссия на тему образования. Потенциальный руководитель образовательного учреждения должен уметь правильно донести информацию до широкого круга людей, коллег, родителей учеников, уметь доказать и обосновать свою точку зрения.
Казалось бы, для учителей, которые ежедневно ведут уроки, умение выступать публично — не проблема. Но одно дело — подготовленный материал, и совсем другое — свободное рассуждение. Не всем участникам конкурса «Педагог года» это умение дается свободно. Особый груз ответственности лежит на победителях. Ведь каждое их слово рассматривается особо.
Победитель нынешнего года Герман Хайдуков выглядел на церемонии вручения главной награды конкурса вполне спокойным. Журналистов его стойкость даже удивила.
— Никакой тяжести шапки Мономаха я не чувствую, — улыбаясь, пояснил он. — А сдержанность для меня характерна с детства. В некоторых ситуациях это очень помогает. В том числе и на уроке.
Впрочем, как признался Герман, реальный урок в школе и на конкурсе — вещи разные. Все-таки в любом соревновании должны быть элементы шоу. Каждый день вести предмет на накале эмоций сложно, но, считает учитель, надо всегда стремиться к тому, чтобы детям было интересно, чтобы их было чем удивить. Поэтому свой открытый конкурсный урок он начал с интриги на историческую тему, чем сразу привлек внимание учеников и запомнился жюри. Теперь он будет готовиться к проведению подобного урока на областном этапе конкурса. Говорит, что ничего принципиально нового придумывать пока не намерен, но и повторяться не будет. Опять держит интригу.
Герман уверен, что подготовка к конкурсу такого уровня — работа коллективная. В его победе есть вклад многих людей. И тех, кто с ним работал непосредственно перед городским этапом, и даже тех, кто учил его когда-то в школе.
— Перед самым выступлением я говорил со своим бывшим классным руководителем, — рассказывает Герман. — Она меня настраивала не волноваться, просто наслаждаться процессом. И когда в какой-то момент я понял, что на уроке не все получается так, как хотел, просто вспомнил ее слова, перестал думать о жюри и начал импровизировать.
В историю как науку он влюбился еще в школе, и тоже благодаря учителям. Хотя за годы обучения их у него было много. Каждый давал определенный опыт. С некоторыми из них он общается до сих пор. Возможно, частая смена учителей не такой уж и минус. Eсли это и не научит истории, то точно научит быстро адаптироваться в разных коллективах и к разным условиям. В современном мире это необходимо. Возможно, та же гибкость, считает он, не позволит ему заболеть «звездной болезнью». Хотя наград у него еще не так много, но кто знает.
— А если бы дети спросили, что важнее — стать профессионалом или развивать какие-то личностные качества, что бы вы ответили?
— Профессионализм, на мой взгляд, важнее, — ответил он. — Eсли перефразировать известное выражение, то можно сказать, что мир спасет профессионализм. Ведь если вы идете на прием, например, к стоматологу, вам не столько важны его личные качества, сколько то, как он работает. Для учителя истории профессионализм — не только знание дат, понимание сути событий, умение анализировать и сравнивать. Конечно, учитель должен досконально знать свой предмет. Но, прежде всего, он должен быть внимателен к детям.
***
фото: Герман Хайдуков и участники конкурса «Учитель года-2019».