X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Добро пожаловать в умный город

Мозговой штурм шел с зимы до весны

В начале XX века фантасты описали то, что мы сегодня назвали бы «умным домом»: жилище, решающее бытовые задачи без человека.

А в 50-е годы инженеры, захваченные идеей, продемонстрировали образцы, которые, хоть и выглядели футуристическими, стали основой для современных разработок. Например, представленный одним из первых дом Эмиля Матиаса еще управлялся при помощи кнопок. Но спустя 15 лет Джеймс Сазерленд приспособил для тех же целей компьютер. И компьютеризация, или, как теперь принято говорить, информатизация, оказалась наилучшим из возможных решений.

В веке XXI дома, способные самостоятельно следить за чистотой, стирать вещи и заказывать продукты, стали явлением если не повседневным, то, по крайней мере, не вызывающим удивления. И люди сделали следующий шаг, расширив «умное» пространство от одного дома до целого города. Или даже страны!

В России разработан проект «Умный город», его курирует Министерство строительства и ЖКХ. Основной посыл: информатизация большинства направлений городского хозяйства позволит муниципальной власти напрямую взаимодействовать как с жителями, так и с инфраструктурой. Звучит не слишком понятно, да? В этом деле действительно легче один раз показать…

Хоть пожар, хоть порыв

Тюмень стала пилотом проекта «Умный город». На прошлой неделе к нам приезжал Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ. Показать, чего мы достигли в плане информатизации, гостя повезли в единый центр оперативного реагирования (EЦОР). Ведь именно там бьется живое сердце умного города Тюмени.

— Центр оперативного реагирования позволяет как эффективно поддерживать связь с жителями, так и контролировать городскую инфраструктуру, — рассказывает Павел Перевалов, заместитель главы города. — В круглосуточном режиме специалисты готовы ответить на любой вопрос тюменцев, позвонивших по номеру 112.

Да, EЦОР объединил функции справочной службы с диспетчерской чрезвычайных происшествий. В большом зале за компьютерами сидят операторы, получающие информацию обо всем, что происходит в городе, и способные мгновенно связаться с полицией, скорой помощью или МЧС. Вызовы, поступающие на номер 112, одновременно принимают три человека; при необходимости подключается и начальник службы. А если тем не менее все операторы оказываются заняты, звонки переводятся на резервные линии. Время ожидания ответа — не дольше восьми секунд.

Это и есть — прямая связь с горожанами. Кстати, еще одним ее примером является портал «Тюмень — наш дом». За два года там зарегистрировались больше 20 тысяч пользователей. И примерно каждый второй оставил хотя бы одно сообщение. Может, пожаловался на брошенную без присмотра машину. А может, захотел поучаствовать в общегородском субботнике.

Эх, Bobcat, куды котишься!

Но ответы на звонки — не единственное, чем занимаются специалисты в «командном центре».

Например, они следят за мониторами, на которые выведено изображение с уличных видеокамер комплекса «Безопасный город». А еще при помощи специальной программы могут мониторить общественный транспорт, грузовую и уборочную технику, которые специально оборудованы системой ГЛОНАСС.

— Обеспечивая прозрачность, мы, во-первых, дисциплинируем подрядчиков. И, во-вторых, даем горожанам возможность убедиться, что службы работают исправно, — объяснил Андрею Чибису Руслан Кухарук, глава города Тюмени. — Например, можно в реальном времени отследить, сколько снегоуборочной техники вышло на улицы и где она сейчас.

— А программа позволяет определить, действительно ли техника чистит снег или просто наматывает круги? — заинтересовался замминистра. — В Москве эта проблема существует…

— В Тюмени подрядчики добросовестные, — после паузы ответил Руслан Николаевич. — Да и мы следим не только за тем, как придерживается техника заданных маршрутов, но и отмечаем качество работы.

Также Руслан Кухарук рассказал, что в планах — на рабочую технику и автобусы повесить камеры. Просматривая полученные видео, можно будет контролировать состояние дорог и тротуаров. Например, замечать, где повален дорожный знак или поврежден остановочный комплекс.

— Тюмень оставляет очень приятное впечатление, — признался после экскурсии Андрей Чибис. — Я впечатлен и единым центром оперативного реагирования, и мониторингом работы общественного транспорта и дорожных служб. Чувствуется, что руководство города, добившись определенных результатов, не сидит сложа руки. В Тюмени продолжают внедрять все новые и новые решения. И это правильно — информационные технологии тоже не стоят на месте. Нам все время приходится их догонять. Тюмень не случайно выбрана пилотной территорией. Здесь есть чем гордиться в плане информатизации. И есть люди, заряженные заниматься проектом «Умный город». Тюмень показывает, как нужно, — и это полезно не только для самого города, но и для страны. Многие захотят у вас поучиться.

***
фото: На сессии градостроителей-проектировщиков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта