X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Молодым— дорога за станок

Каждый третий рабочий Тюменского электромеханического завода — молодой человек, вдвое моложе, чем сам завод, основанный 60 лет назад. А еще говорят, что парни не хотят идти на заводы.

В 1959 году здесь выпускали (кто бы мог подумать?) электродвигатели проигрывателей и магнитофонов. Чуть позже предприятие стало комплектовать самолеты и вертолеты. В 1965-м завод был передан в Министерство авиационной промышленности, и это ознаменовалось выпуском герметичных реле, телевизионных антенн и прочего. Стоит отметить, что реле, изготовленные рабочими завода, летали в космос на кораблях «Союз», в том числе были они и на «Союзе-19», в 1975 году участвовавшем в советско-американской программе «Союз-Аполлон».

90-е годы заводу удалось пережить. Когда другие опускали руки, ТЭМЗ искал выход из кризиса. Игорю Арбузову, тогдашнему директору, удалось вывести его из плачевного состояния, расплатиться с долгами и собрать новый коллектив.

Но в каком же состоянии предприятие находится сейчас, в XXI веке высоких технологий? «В хорошем», — утверждает нынешний генеральный директор АО «Тюменский электромеханический завод» Александр Хабиров. Сам он работает здесь с 2010 года — занимал должность заместителя начальника заготовочного цеха, затем стал начальником производства. Уже три года — в должности гендиректора.

— Завод у нас уникальный, — рассказывает Александр Константинович. — В свое время его открыли для изготовления электродвигателей. Корпуса были маленькими, да и производство — небольшим. Уже по ходу дела он строился и совершенствовался. Пик работы завода — середина 80-х годов. Тогда на нем трудилось свыше пяти тысяч человек, сейчас — порядка трехсот. Мы производим самолетное и вертолетное электрооборудование. Живем за счет гособоронзаказа.

В разговоре Хабиров отметил, что конкурентов у предприятия практически нет. Eсть заводы, которые могли бы выпускать такую продукцию, но этого не делают — мощности есть, но профиль другой.

Интересно, что цеха на заводе полностью рассчитаны на работу в так называемом особом периоде: имеется собственная котельная, скважины, из города вода берется только питьевая — для столовой.

На заводе военная приемка. Это значит, что качество изготовленных деталей проверяют люди в форме. Из этого можно сделать вывод, что краснеть перед заказчиком, скорее всего, не приходится.

Лет 20 назад, здесь, кстати, производили бурсы (блок управления розжигом и сигнализации газовой котельной). К сожалению, сейчас они не востребованы — слишком много стало электроники, китайцы в этом плане нас опередили. Хотя, по словам Хабирова, те бурсы очень надежды в условиях Севера, где не каждый компьютер выдержит.

Предприятие не испытывает дефицита кадров, на который сетуют руководители многих заводов. Александр Константинович заявил, что 35 процентов работников — молодежь. Но есть и старожилы.

— Некоторые пришли устраиваться сюда в 17 лет, да так и трудятся до сих пор — получается, что всю жизнь, — рассказывает директор. — На токарно-фрезерных станках, оснащенных системой ЧПУ, работает молодежь с высшим образованием. Но производство у нас уникальное, ему нигде не учат. Мы берем учеников и сами обучаем их сборке двигателей, контакторов, реле. А вот где брать токарей и фрезеровщиков — не знаю. Таким специальностям уже не обучают. Но мы не жалуемся, на данный момент свободных вакансий на заводе нет. Кстати, средняя заработная плата по итогам прошлого года — 45 тысяч рублей.

Александр Тарасов

По словам директора, заводские цеха загружены процентов на 80. Пустующие площади сдаются в аренду.

— Насчет будущего завода пока сказать не могу, — качает головой директор. — У нас из авиастроения осталась только оборонка, самолеты все покупные — Airbus, Boing. Все наши разработки старые, придуманы еще советскими конструкторами. Они до сих пор эффективно используются, но мы живем в век электроники, и надо понимать, что наши изделия устаревают.

Также медленно, но постоянно устаревает и оборудование. Об этом говорит и директор: «Площади у нас большие, все надо ремонтировать. Делаем это, конечно, на свои средства». Протягивает ли руку помощи заводу правительство Тюменской области? Не без этого.

— Департамент тарифной и ценовой политики региона активно помогает, предлагая разные инвестиционные проекты. Но, к сожалению, по большей части они работают с областью энергетики и нефтегазовой отраслью, — комментирует Александр Константинович и еще раз замечает, что его предприятие крепко привязано к гособоронзаказу. — Все будет зависеть от того, как Министерству обороны будут требоваться самолеты и вертолеты. В прошлом и этом году наблюдается спад. Но, конечно, мы намерены и дальше выполнять план.

…Eсли пройти по цехам электромеханического завода, то за станками и правда увидишь много молодежи. А на стендах в музее — те самые электродвигатели для проигрывателей и реле. Замдиректора по общим вопросам Владимир Кураев, он же заведующий музеем, рассказал, что сейчас герметичных реле выпускается чуть меньше тысячи в месяц, а в 80-х их количество доходило до 40 тысяч! Вот такая у завода богатая история. И хорошо бы иметь не менее богатое достижениями будущее.

Александр Тарасов

***
фото: В заводских цехах за станками работает много молодежи, но есть и зрелые заводчане, проработавшие на предприятии почти всю жизнь ;Завод начинал с маленьких цехов, теперь разросся ;Генеральный директор ТЭМЗ Александр Хабиров.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта