Особенности чешского патриотизма
Российский бизнес за границей — уже не редкость. Но если вы собираетесь открыть ресторанчик в Праге, то в первую очередь вам надо запастись не деньгами, а терпением.
— Сначала в Праге вас будет трясти. Совершенно другой ритм и отношения тоже другие, — рассказывает молодая предпринимательница Алена Картышкина, директор сети ресторанов «Вкус 72». — Но потом понимаешь, что люди там очень неторопливые и все строится на доверии.
Алена — бизнесмен опытный. В ее владении ресторан «Vintage» и караоке-бар «Avenio». А два года назад она решилась на неожиданное расширение бизнеса.
— Я мечтала о международном гастрономическом бизнесе, всегда хотелось, чтобы у нашей семьи такой был, — рассказывает Алена. — А тут моя дочка Оля поступила в университет в Праге, и я подумала, что настал момент реализовывать мечты. Я хотела, чтобы в будущем она управляла рестораном.
По словам Алены, в Праге бизнес стоит относительно недорого. Купить готовый проект можно по цене от одного до пяти миллионов рублей. Причем знать чешский язык для этого не обязательно.
— Там есть русскоязычные банки, филиалы наших, через один такой мы и проводили все финансовые операции, — рассказывает она.
Гораздо труднее оказалось понять особенности местного менталитета. Люди там привыкли работать неспешно и тщательно обдумывать, прежде чем браться за дело. А еще в Праге — гастрономический патриотизм.
— Чехи едят только свою еду. Кнедлики, свичкова на сметане, — рассказывает Алена. — Многие предприниматели едут в Прагу в надежде, что будут собирать кассу за счет русских туристов. Но рассчитывать надо именно на пражан.
Патриотизм в Чехии не ограничивается гастрономией. Чтобы нанять сотрудника из другой страны, необходимо документально подтвердить, что чеха на эту должность найти не удалось.
— Сотрудников из Тюмени привезти было нелегко, — жалуется Алена. — Сначала надо было зарегистрировать вакансии на чешской бирже труда. И только когда местные не заинтересуются ими, везти своих.
Интересно, что в Чехии в ресторанчиках часто очень маленькое меню. Связано это с тем, что количество блюд зависит от… квадратных метров кухни. Чем больше кухня, тем больше вы можете позволить себе еды.
— Зато у нас был только один шеф-повар, никаких помощников, работников склада и так далее. В Чехии распространены фабрики- кухни. Они на заказ готовят индивидуальные полуфабрикаты для ресторанов. Так получается значительно дешевле, чем хранить ингредиенты для каждого блюда у себя. Я думаю, это будущее и для России, — рассказывает Алена. — А еще наш повар постоянно выходил общаться с клиентами. Такая дружественная атмосфера между персоналом и посетителем очень важна.
Чешские рестораны, в отличие от российских, подают большие порции за довольно низкие цены. Связано это с тем, что на дизайн блюда почти ничего не тратят. Никаких тебе веточек розмарина и фарфоровой посуды. Главное — это качество и вкус еды.
А еще можно сэкономить на охранных предприятиях — они тут просто не нужны.
— Чехия шестая в рейтинге самых безопасных стран. Можно забыть сумочку и быть почти на сто процентов уверенным, что никто в нее не полезет, — рассказывает предприниматель. — Вообще, опыт работы в Чехии позволил увеличить нашу выручку в Тюмени на 20 процентов. Там все максимально эффективно. Повара знают бухгалтерию. Работник кухни — не просто прибирает, он может приготовить и подать блюдо. Однажды я хотела заказать уборку у себя в ресторанчике, но даже такой труд там оплачивается очень высоко. Тогда я взяла тряпку, чистящие средства и отмыла все сама. В Eвропе вообще принято все делать самому — так экономнее. Поэтому обычно бизнесом занимается вся семья.
Вернувшись в Тюмень, Алена решила оптимизировать работу, чтобы сотрудники выполняли несколько функций одновременно. Кто-то воспринял это положительно, кто- то захотел уволиться, но почти все сотрудники прошли практику в Праге и вернулись из нее другими.
— Через некоторое время дочь сказала мне, что не хочет жить, как я. Она хочет быть профессором социологии. Я согласилась. Мечта о международном кулинарном бизнесе все-таки моя, а она имеет право на свою, — рассказывает Алена. — Ресторанчик в Праге я продала еще одному российскому бизнесмену. И он работает.