Кукольный стоит того, чтобы влюбиться
Так получилось, что в свои 32 года я ни разу не был в кукольном театре, хотя похвальных отзывов о нем слышал немало.
Знающие люди посоветовали сходить на спектакль «Кошкин дом». Почему бы и нет? Сказка известная, спектакль — без ограничений по возрасту. Начну с азов!
Знакомство с кукольным театром произошло в фойе. Не буду описывать обстановку, о которой многие и так хорошо осведомлены. Мне она показалась уютной и даже домашней.
В тот день меня не покидало чувство, что я оказался в детском саду перед выходом группы на прогулку или на переменке в начальной школе. Шум, гам, бегающие по фойе кричащие дети, едва поспевающие за ними взрослые. .Вот начинается спектакль. На сцене появляются герои: козлы, кошки, другие домашние животные. Куклы как живые. Как будто с залом говорят не актеры, а сами персонажи. — Кукла — существо, с которым надо найти общий язык, — рассказывает уже после спектакля актриса театра Юлия Графеева, согласившаяся помочь мне освоиться в новом мире. — Далеко не каждая из них может подпустить к себе. Надо чувствовать, вникать в материал, чтобы кукла ожила. У меня есть ритуал: разговариваю с каждым из моих героев, приветствую их, прошу, чтобы они мне помогали, чтобы все получалось. Вкладываюсь в куклу, чтобы она отвечала добром. Стоим с ней подолгу перед зеркалом, смотрю, что она может, подбираю походку, выясняю характер. Работаю над мимикой. Например, если у куклы вытянутые губки, то стараюсь говорить так же, сложив губы в трубочку. Такая у нас специфика.
Куклыто живые, а вот управляющих ими актеров не видно — они прячутся в специальной яме. Как мне потом объяснила Юлия, «Кошкин дом» — это спектакль для малышей, и чтобы им не пришлось сидеть задрав голову, создатели спектакля отказались от использования ширмы. Так что актеры при этом находятся ниже уровня сцены, а персонажи разгуливают по ней.
— Это создает некоторые неудобства для нас, — продолжает Юлия. — Актеры маленького роста вынуждены ходить на котурнах (обувь с высокой подошвой и большим подъемом — К.Л.). Это неудобно, сказывается на скорости передвижения. Правда, высоким еще сложнее. Они весь спектакль стоят на полусогнутых ногах, чтобы их не было видно. Выкручиваются как могут. Представляю, каково им: затекает шея, болит спина. Вот такие издержки профессии.
А нам, зрителям, все нравится. Мне, театральному неофиту, «Кошкин дом» по жанру напоминает мюзиклвестерн вроде «Чикаго». Может, потому что я других мюзиклов не видел? Мюзикл в кукольном театре — интересный, помоему, ход. Я даже и представить себе такого не мог. И декорации под стать. В общем, сказкато старая да в новой интерпретации. Владелец казино Козел исполняет свою партию под музыку из гангстерской драмы «Крестный отец». Почему Козел — владелец казино? Эти животные любят капусту, а «капуста» — это деньги. Здесь козлы не только едят, но еще и стригут «капусту». Свинья — владелица кабаре, Петух — шериф. О скуке и речи нет, весело, динамично и интересно.
Как замечает Юлия Графеева, кукольный спектакль не выдерживает длинных монологов, кукла должна постоянно двигаться. Eсли в классическом театре актер может долго говорить, а взгляды и жесты порой красноречивее слов, то здесь все иначе. Неподвижно стоящая кукла — мертвый персонаж. Такому герою перестанут верить даже невзыскательные зрители. Так что самое важное здесь — динамика: ни минуты, ни секунды статики. Это и завораживает. Лично мне трудно было оторваться от происходящего на сцене.
Пусть в игровой форме, в иносказательной манере режиссер и актеры спектакля доносят до зрителя простую истину. Каждый делает выбор, как владелица кошкиного дома: наступать на горло собственной песне, терпеть насмешки от власть имущих, но быть в их обществе, либо оставаться собой, в своем окружении, пусть и не блестящем, но зато среди тех, кто тебя понимает и принимает.
Кто сказал, что кукольный театр только для детей? Вот и я думал, что приду, гляну одним глазком и никогда больше сюда не вернусь. Размечтался! Приду как миленький. Кукольный театр стоит того, чтобы в него влюбиться. Сами актеры это подтверждают.
— Я училась на четвертом курсе государственной тогда еще академии культуры и искусств, — рассказывает Юлия Графеева. — Театру кукол требовалась актриса моей фактуры. Я фанатично любила театр и сейчас люблю. Сразу же согласилась, хотела попробовать себя в профессиональном театре. Думала, отработаю год, пока учусь на последнем курсе. Найду чтото свое — уйду. «Ухожу» уже 11 лет. Что сказать? Это любовь.
Вот и мне не хочется расставаться с этим миром. Здесь еще много для меня неизведанного. Наверняка, кукольный театр изнутри намного интереснее. Но это уже — отдельная тема.
***
фото: Сцена из спектакля «Кошкин дом».