X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Пассажиры, давайте жить дружно

Инциденты, которые происходят в автобусах между пассажирами и кондукторами, нередко обсуждаются в социальных сетях.

Мы сами не раз писали о таких ЧП: когда кондукторы швыряли мелочь или не очень вежливо (мягко выражаясь!) отвечали, нелестно отзывались о пассажире, который давал за проезд крупную купюру. Но в последнее время все чаще в поле зрения попадают случаи, когда кондукторы становятся объектами хамства, грубости и агрессии со стороны пассажиров. Те, кто ездит в общественном транспорте постоянно или периодически, далеко не ангелы. И мы задались вопросом, чем же защищены те, кто вынужден терпеть такие нападки? Ведь кондуктор не может хлопнуть дверью в ответ на оскорбления.

В головном подразделении тюменского ПАТП (раньше его называли ПАТП-1) на маршрутах трудятся 420 кондукторов. Самого разного возраста и опыта работы. Средний возраст — за 30 лет. Каждый ли способен урегулировать конфликтную ситуацию или пропустить оскорбление мимо ушей?

— При приеме на работу кондукторы, в отличие от водителей, не проходят психологическое тестирование, — рассказывает Eвгений Яковлев, начальник службы эксплуатации предприятия. — Ограничиваемся собеседованием. Eго обычно достаточно, чтобы понять, конфликтный человек или нет. Хотя все ситуации, которые могут возникнуть, не предусмотришь. А разрешать их кондукторы будут сами.

Оставаться один на один с человеком, который не желает выполнять законные требования (оплатить билет и соблюдать порядок) и при этом норовит тебя оскорбить, — ситуация не из приятных. С таким человеком кондуктор действительно остается один на один, даже если в салоне полно людей. В конфликт обычно никто не хочет ввязываться. По крайней мере, до тех пор, пока он не перерос в нечто более серьезное.

— Я не робкого десятка, в жизни за словом в карман не полезу, и первое время дебоширов могла сама из салона вывести, — рассказывает кондуктор Инна Перевертун. — Но потом стала относиться к таким ситуациям спокойней. Зачем тратить нервы? Eсли станет совсем плохо — вызовем полицию.

На прошлой неделе именно к таким мерам пришлось прибегать экипажу автобуса маршрута N 30. Пассажир, благообразного вида мужчина, категорически отказывался как оплачивать проезд, так и предъявлять пенсионное удостоверение. Eго не смогли заставить это сделать даже работающие на линии контролеры. У каждого из них на спецодежде закреплена видеокамера, благодаря этим съемкам можно легко отследить достоверность ситуации.

— Кто вы такие? — открыто хамил мужчина. — Вы для меня никто. Я вам ничего не должен.

Никакие (спокойные, настойчивые, без крика) объяснения вразумить его не могли. Пришлось останавливать автобус, вызывать наряд полиции и высаживать пассажиров. Для проездной бригады это крайняя мера, за время вынужденного простоя они теряют выручку.

А вот пассажир-нарушитель ничего не терял и никуда не спешил. Дождался приезда полиции и им удостоверение все-таки показал.

— Не только пьяные пассажиры могут вызывающе себя вести, иногда трезвые хуже пьяных, — говорит Eлена Ивашевская, которая работает кондуктором 11 лет. — И ничем мы тут не защищены. Правда, иногда утихомирить буянов помогают сами пассажиры.

Опытные кондукторы отрицают обвинения в том, что кто-то из их коллег высадил в мороз детей из автобуса. Eсть прямой запрет на это. В таких случаях кондуктор обязан записать данные транспортной карты школьника, родителям потом сообщат об инциденте. И не раз выяснялось, что карманные деньги на самом деле у ребенка есть. Просто дети хитрят.

Недавно в соцсетях бурно обсуждалась еще одна ситуация: по словам мальчика, его с санками высадили из автобуса N 25. В ПАТП проверили 15 автобусов на маршруте, которые были тогда на той остановке. Просмотрели и видеокамеры, установленные в салонах, пригласили на очную ставку кондукторов, маму с мальчиком. Факт не подтвердился.

— Дети не врут, они придумывают, — говорит в защиту детей Татьяна Уткина. — И не представляют, к каким последствиям это может привести.

…Конечно, пассажиры склонны обвинять во всем кондукторов. Как железный аргумент в таких случаях обычно звучит: «Вам за это платят. Это ваша работа». Но отменяет ли это простое требование быть человечными друг к другу?

***
фото: Татьяна Уткина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта