«Черное золотою Сибири
Окончание. Начало в N 12.
Последующее движение сырья на нефтеперерабатывающие заводы осуществлялось железнодорожными маршрутами. «Черное золото» западносибирских недр получило надежный круглогодичный выход в основные промышленные центры.
Eще более крупным нефтепроводом, обеспечивающим транспорт нефти из Западной Сибири, стал нефтепровод Усть-Балык — Омск протяженностью более тысячи километров, введенный в эксплуатацию в 1967 году.
Знаковым рубежом 1965 года стала добыча в Западной Сибири первого миллиона тонн нефти. В канун этого события, отмечая трудовые успехи тюменских нефтяников, Президиум Верховного Совета СССР установил Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности, который отмечается в первое воскресенье сентября.
В январе 1969 года, 50 лет тому назад, началась разработка крупнейшего в стране Самотлорского нефтяного месторождения, открытого геологами четырьмя годами ранее. «Тюменская правда» сообщила:
«Утро 27 января было такое же, как и все предыдущие. Мороз 44 градуса, но все же оно необычно для буровиков Мегиона. В это утро они начали проходку скважины N 200, первой эксплуатационной скважины на уникальном Самотлоре. Бурение поручено бригаде Степана Ананьевича Повха. Пройдены первые 200 метров. Штурм Самотлора продолжается!»
А уже 3 апреля эта промысловая скважина была подключена к нефтесборной сети.
В память о Повхе, трагически погибшем в июне 1971 года, назвали открытое в 1972 году в 162 километрах к северу-востоку от Сургута нефтяное месторождение. В г. Когалыме установлен бронзовый бюст знаменитого бурового мастера.
Планировалось к 1970 году довести в Западной Сибири добычу нефти до 20-25 млн тонн, газа — до 16-26 млн куб. м. По факту в 1970-м здесь уже было добыто почти 30 млн тонн нефти. А в октябре 1975 года Тюменская область рапортовала о добыче 500-миллионной тонны нефти с начала эксплуатации месторождений. Газета «Правда» писала:
«Каждая четвертая тонна советской нефти сегодня начинает свой путь с берегов Оби… Eсли бакинские нефтяники к годовому уровню добычи в 25 млн тонн шли почти 100 лет, то Тюмень превысила стомиллионный рубеж добычи всего за четыре года девятой пятилетки».
К тому времени в Западной Сибири было открыто более 80 нефтяных и газовых месторождений, и объем годовой нефтедобычи составил 141 млн тонн.
Таким образом, центр советской нефтедобычи последовательно сместился из Волго-Уральского региона в Западную Сибирь. Западно-Сибирская нефть помогла решить еще одну задачу на мировой арене: обойти по уровню нефтедобычи Соединенные Штаты Америки. И если в 1974 году Советский Союз добывал 93,2 процента от уровня США (для сравнения, в 1955-м — всего 20 процентов), то в 1975 году СССР, добыв 481 млн тонн, на 4,5 процента опережал своего главного соперника, а в 1980-м подобное превышение достигло уже 9,8 процента.
Языком нефтяных и газовых фонтанов Тюмень заговорила на весь мир. Специализированные европейские, американские и азиатские центры и издания с интересом и изумлением следили за геологическими открытиями в Западной Сибири. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция постепенно обретала мировую известность.
«Великое авиакочевье»
Так в обиходе называли вахтово-экспедиционный метод, который первоначально использовался для освоения нефтяных месторождений в Западной Сибири.
Буровики, нефтяники, строители и даже повара доставлялись во временные вахтовые поселки из мест постоянного проживания: из Украины, Белоруссии, Закавказья, Поволжья. Они работали на промыслах месяц-полтора, после чего сменялись новыми «летающими» бригадами.
Но со временем пришло правительственное решение (от 20 марта 1980 года N 241 «О неотложных мерах по улучшению строительства в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса») о том, что рабочие и инженерно-технический персонал должны жить вместе с семьями там, где трудятся.
Возникшие возле нефтяных и газовых месторождений вахтовые поселки становились городами окружного подчинения: Урай (1965), Нефтеюганск (1967), Нижневартовск, Надым (1972), Мегион, Новый Уренгой (1980), Когалым, Лангепас, Нягань, Радужный (1986), Белоярский (1988), Пыть-Ях (1990), Покачи, Югорск, Лянтор (1992)…
Железная дорога Тюмень — Тобольск — Сургут — Нижневартовск — Новый Уренгой (строительство началось в декабре 1966 года) соединила стальной колеей основные центры добычи западносибирской нефти и газа.
В целях подготовки инженерных кадров для нефтедобывающей отрасли министр высшего и среднего специального образования РСФСР Всеволод Столетов (19061989) подписал 8 января 1964 года приказ об организации в Тюмени индустриального института.
В Западную Сибирь направляли молодых специалистов из Башкирии, Татарии, Краснодарского края, Куйбышевской области, с Северного Кавказа, из Азербайджана.
Так здесь оказался выпускник Азербайджанского института нефти и газа, заместитель начальника цеха по добыче нефти и газа НГДУ имени Серебровского производственного объединения «Каспморнефть» 28-летний Вагит Алекперов.
Позднее он вспоминал: «В конце 70-х, точнее, в июле 1979 года, меня послали в Сургут на три месяца для укрепления кадрового состава производственного объединения «Сургутнефтегаз», которое тогда возглавлял Александр Викторович Усольцев. Здесь было все, кроме опытных нефтяников: и огромные запасы нефтяных залежей, и сибирские просторы, и мощная техника. Мне понравилось. Комары и глушь не напугали. К тому же пообещали квартиру. Написал Ларисе, жене. Она приехала. Жили в гостинице для специалистов. Горячее было время — в прямом и переносном, образном смысле этого слова. Работа на промысле всегда огнеопасна. Над тюменской нефтью мощный газовый пласт. Я отвечал за жизни людей. До двадцати скважин на кусте. То открытый фонтан, то порыв газа. А это же углеводороды. Они горят.»
В январе 1983 года Алекперов стал начальником НГДУ «Повхнефть».
Общее дело
Через год вышло распоряжение Совета министров СССР о вводе в разработку новых и повышения уровня эксплуатации действующих нефтяных месторождений силами производственных объединений «Башнефть» и «Татнефть».
Первыми заместителями генеральных директоров этих объединений в Западной Сибири назначили Вагита Алекперова (Когалым) и Юрия Шафраника (Лангепас).
Ускорение комплексному развитию нефтегазодобычи, электроэнергетики, транспортному строительству, возведению жилья, объектов социально-бытового и культурного значения в Западной Сибири придал визит генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в Нижневартовск, Сургут, Новый Уренгой и Тюмень в сентябре 1985 года.
Перед посещением Горбачевым Западной Сибири сменилось руководство министерства нефтяной промышленности СССР и Главтюменнефтегаза. Министром назначили Василия Динкова (1924-2001), а начальником главка в ранге замминистра Валерия Грайфера (р. 1929), будущего председателя совета директоров ПАО «ЛУКОЙЛ» (с января 2000 года).
При них в январе 1987 года производственные объединения «Башнефть» и «Татнефть» в Западной Сибири были преобразованы соответственно в производственные объединения «Когалымнефтегаз» и «Лангепаснефтегаз».
«Для меня, — сказал Грайфер, — возврат в Главтюменнефтегаз этих коллективов был верным признаком оздоровления ситуации в топливно-энергетической отрасли Западной Сибири».
Постепенно преодолели временный (с 1980 года) спад добычи углеводородного сырья: в 1988 году в Западной Сибири было добыто максимальное количество нефти и газового конденсата — 415 млн тонн или 73 процента от общей добычи в стране.
Но со следующего 1989 года, когда цена на нефть рухнула с 30 долларов до менее чем 10 долларов за баррель, нефтегазодобывающую отрасль в Западной Сибири фактически перестали финансировать.
В условиях социального напряжения росло и недоверие к власти. Деньги у людей были, но купить на них было практически нечего. Кодовыми словами стали: «дефицит», «по блату», «с черного хода». Нескончаемые очереди за водкой, колбасой, мясом, сахаром. Появились талоны на табак, моющие средства, другие товары первой необходимости.
В июле 1989 года «загорелся» забастовкой Кузбасс. Eго поддержали другие угольные регионы страны: Донбасс, Воркута, Караганда, Ростов. Заволновались и нефтяники Западной Сибири.
Исчезла финансовая возможность закупать продовольствие и товары за границей из-за продолжавшегося падения цен на «черное золото» до 8 долларов за баррель (в то же время себестоимость добычи нефти в Западной Сибири достигла 9 долларов за баррель). СССР очень быстро охватил продовольственный и товарный кризис, который перерос в системный коллапс.
Борьба за суверенитет и независимость союзных республик, разногласия в КПСС и в верхних эшелонах правящей элиты, яростная схватка за власть на всех уровнях привели к тому, что в декабре 1991 года Советский Союз как единое государство перестал существовать.
В новых условиях перехода к конкурентной рыночной экономике отечественному нефтяному сообществу предстояло найти оптимальное решение по возвращению нефтегазовой отрасли утраченных позиций.
В конечном итоге был предложен стратегический курс на создание в этом сегменте национальной экономики крупных корпораций в форме вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Основной территорией производственной деятельности таких крупных компаний, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», по-прежнему остается Западная Сибирь.
С 1964 года, за 55 лет промышленной эксплуатации нефтяных месторождений, из недр Западной Сибири извлечено более 14 миллиардов тонн «черного золота».
***
фото: Нефтепровод Усть- Балык — Омск, финиш;Буровой мастер Степан Повх (слева) и начальник первого промысла Иван Рынковой;С таких поселков начинались города.